До этого подъемники обновляли только в 9-этажках. Замена подъемных механизмов в зданиях выше 10 этажей имеет свои особенности: оборудование должно быть привязано к системе пожарной безопасности. В случае возгорания в доме лифт сам спускается на первый этаж, открывает двери, включает вентилятор в шахте, чтобы жители могли безопасно эвакуироваться. Также в лифтовых холлах начинают работать вентиляторы вытяжки.
- До того как задумать пилотный проект, мы собрали монтажников, проектировщиков, инспекторов Ростехнадзора. Решили, что фонд закажет проект системы дымоудаления и пожарной сигнализации вместе с проектом замены лифта. В конце 2018 года получили готовые документы, заключили договор с подрядчиком. Если опыт на улице Степана Разина окажется удачным, его распространят на всю Свердловскую область, - рассказал заместитель гендиректора регионального фонда содействия капремонту в многоквартирных домах Александр Мокроусов.
Проблема в том, что в высотных домах стоимость подъемников почти в два раза больше, чем в 9-этажных: 2,7 миллиона рублей вместо 1,8, плюс еще порядка 700 тысяч на всякие антивандальные и технические "примочки". Это, конечно, не очень радует собственников жилья. Но надо понимать, что старых лифтов в 12-16-этажках 1980-х годов постройки в регионе уже больше, чем в зданиях пониже, поясняет Андрей Савинцев, руководитель подразделения по замене лифтового оборудования компании "Вест".
Напомним, программа ускоренного обновления лифтов на Среднем Урале началась в 2016 году. За два года было заменено 1116 подъемников из 4000 морально и технически устаревших, в 2018-м - еще 515. Уровень износа снизился с 22-х до 13 процентов, а область вошла в пятерку субъектов РФ с самым безопасным лифтовым оборудованием. Таких быстрых результатов удалось добиться за счет трехлетней беспроцентной рассрочки от поставщиков (в общей сложности было привлечено два миллиарда рублей).
Впрочем, ускоренная модернизация не означает беспроблемная. На монтаж отводится 60 календарных дней, а люди жалуются, что приходится ходить пешком по лестницам гораздо дольше. Дело в том, что по законодательству сдавать оборудование в эксплуатацию обязан собственник подъемника (управляющая компания либо ТСЖ). Страхует лифт тоже она, но нередко коммунальщики не торопятся: то людей не хватает, то некогда доехать до Ростехнадзора…
Кроме того, проблемы с приемкой возникают из-за небольшой численности инспекторов - на всю Свердловскую область специалистов по проверке подъемников всего пятеро. В нормативные сроки (10 рабочих дней) нередко не укладываются. Когда перед Новым годом возник "затор" (нужно было одновременно ввести более 100 лифтов), на подмогу позвали сотрудников Ростехнадзора из Кургана, признались в фонде капремонта.
Затягивают процесс и сами жильцы, когда на последних этажах устанавливают перегородки, дополнительные тамбуры, из-за которых в машинное отделение не попасть, лебедку не опустить. Бывает, двери лифта открываются, а вместо подъезда перед вами решетка с магнитным замком, и так на всех этажах. Приходится подрядчикам сталкиваться и с ловкими дельцами, которые вымогают демонтированное оборудование, чтобы сдать в металлолом, хотя по договору распоряжаться им имеет право только управляющая компания или ТСЖ.
Справка "РГ"
Тем, кто только собирается делать капремонт в доме, стоит знать, что 22 декабря 2018 года вышли дополнения к правилам эксплуатации лифтов. В частности, уточнены требования к обслуживающему персоналу: инженеры УК и ТСЖ, отвечающие за подъемное оборудование, должны пройти процедуру оценки квалификаций. В Екатеринбурге это можно сделать всего в двух организациях: в "Средураллифт" и Уральском сервисном центре.
Кроме того, в 2019 году в КоАП появилась новая статья 9.1.1: теперь за нарушение правил безопасного использования и содержания лифтов грозит штраф (для должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, для юридических - от 20 до 40 тысяч). Если же создана угроза жизни и здоровью людей, сумма возрастает в десятки раз, например, компании придется выложить 300-350 тысяч рублей. Пока правоприменительная практика еще не сформирована, но, как предполагает Андрей Савинцев, УК вполне могут попасть под санкции за пуск подъемника без акта ввода в эксплуатацию, а монтажные бригады - за отсутствие оценки квалификации персонала.