Гран-При получил британский сериал Шейна Медоуза "The Virtues" ("Добродетели"). Что радует в этой награде - имя самого Шейна Медоуза, как человека, известного в мире независимого кино, а теперь уже и сериалов. Он снял фильм "Это -Англия!" и три сериала-приквела к нему. Также обращает на себя внимание то, что была оценена авторская работа. В современной сериальной отрасли, в отличие от кинематографа, который делает ставку на рынки и блокбастеры, весьма ценится яркое авторское высказывание. Тем более, что Медоуз привел в свой сериал и своего любимого "авторского" актера - Стивена Грэма. Он же получил на фестивале Series Mania текущего сезона награду за лучшую мужскую роль.
Что огорчает - уже первый эпизод этого мини-сериала невозможно высидеть до конца - настолько натуралистично в нем показана человеческая физиология. Но жюри вряд ли согласится с этим, поскольку формулировка приза звучит так: "С первого кадра добродетели движут вами своей глубокой человечностью. Мастерски направленное, написанное и исполненное шоу является ярким примером способности сериального телевидения освещать и создавать эмпатию". По сюжету главный герой возвращается в родную Ирландию. В его семье случилось горе. И половину первой серии зритель наблюдает за страданиями несчастного и его семьи. Поплакав, вместе с родственниками, этот человек, не находит ничего лучше, как уйти в запой, оказавшись в баре с незнакомыми людьми. Благо, средства позволяют. Смотреть это - невыносимо. Однако, видимо, режиссер знает, что делает. Возможно, далее ожидается контраст. Стоит учесть, что на фестивале зрители и жюри смотрят лишь первые два эпизода сериала.
Два года подряд на Series Mania побеждали сериалы из Израиля. И правда - проекты этой страны шагнули далеко вперед, с большим отрывом от других. На этот раз конкурсный фильм "Just for Today" ("Только на сегодня") Нила Бергмана и Рама Нехари получил Спецприз жюри. Судьи все сказали коротко и емко: "Волнующий, трогательный и полный сердечности. Именно сегодня этот прекрасно изображенный портрет освобожденных заключенных и социальных работников, призванных помочь им приспособиться к жизни, важен. В основе каждого элемента этого шоу - острое наблюдение и точное исполнение. Это волшебное окно в мир, часто невидимый для других".
Лучшей актрисой жюри назвало Марину Хэндс, сыгравшую главную роль во французском сериале "Mytho" ("Миф"). Этот же сериал получил приз зрительских симпатий. Чтобы было понятно, это такая "Обычная женщина" по-французски. Главная героиня сидит дома с детьми, муж ей изменяет и выясняется, что детям своим она также не нужна. Она, правда не идет на преступление и не живет двойной жизнью - по крайней мере, в первый сериях. Но... решает объявить мужу, что неизлечимо больна. "Забавная, искренняя и хитрая, она делает шоу неоспоримым наслаждением", - высказалось жюри о Марине Хэндс. Но добавим от себя: тут еще и присутствует национальная гордость: французы любят свое кино и своих актеров. А, говоря объективно, наша Анна Михалкова в прошлом году получившая эту награду, ничуть не хуже, а даже лучше, чем Хэндс, поскольку больше соответствует роли. По ухоженной Марине Хэндс никак не скажешь, что она - домохозяйка с выводком детей.
Французские сериалы, помимо основного, также участвуют в специальном конкурсе, где соревнуются сами с собой. Тут главный приз у фильма "Apnea" ("Асфиксия"). Лучшей актрисой стала бельгийка Кэрол Уэйерс из сериала "Super Jimmy" ("Супер Джимми"), мы ее знаем по ряду сериальных работ - от "Анатомии страсти" до "Американской семейки". Лучший актер - Грегори Монтель, сериал "Family Shake" ("Семейный коктейль").
Конкурс "Международная панорама", который впервые в этом году на фестивале Series Mania судило студенческое жюри, выбрал своим фаворитом норвежский проект "Exit" ("Выход"). В этом же конкурсе присутствовало и наше "Ненастье" Сергея Урсуляка. Но студентам, видимо, оказалась понятнее история про властителей финансовой империи Осло, "шокирующая трагикомедия о скрытой стороне Норвегии, основанная на реальном жизненном опыте". Нужно сказать, что норвежские сериалы также занимают особое место на мировом рынке, особенно сделанные в жанре "нуар". А, если еще в них есть детективная составляющая, то совершенству профессионалов нет границ. Так что выбор жюри не удивителен. Молодым людям можно лишь посочувствовать - "Международная панорама" в этом году была самой сильной программой фестиваля, и определить в ней одного победителя было непросто.
Еще два лауреата фестиваля сериалов этого года - это проект, сделанный в формате короткого метра, испанский "People talking" (Вольный перевод - "Пусть говорят"), и канадский "M’entends-tu" ("Ты меня слышишь?") - он стал лучшим в марафоне комедий. Этот конкурс судило другое студенческое жюри, и оно посчитало важным соединение комедии и трагикомедии.
Наш сериал "Идентификация" Владлены Санду остался без наград. Напомним, что это второй после "Обычной женщины" российский сериал, вошедший в конкурсную программу Series Mania, и единственный наш проект в этом году. В отличие от режиссера Бориса Хлебникова, снявшего "Обычную женщину", Владлена Санду - дебютант. К слову, Хлебников не дебютант не только в кино, но и в сериальном жанре: до "Обычной женщины" он снял довольно заметный сериал "Озабоченные". Сейчас же готовит еще один, который, понадеемся, вскоре будет у всех на устах. Санду - ученица Алексея Учителя - до недавних пор сняла несколько короткометражных фильмов, два из которых были отмечены в Европе. Первый - дипломная автобиографическая работа. Ее название - "Святый Боже". Вторая картина - "Восемь картин из жизни Насти Соколовой". Обе "коротышки" два года подряд входили в конкурс Международного кинофестиваля в Роттердаме (Голландия) и были удостоены международных наград. О том, что она будет снимать сериалы, Санду даже не догадывалась, пока не встретила продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова. На согласие работать с ними повлиял тот факт, что они ей дали полный карт-бланш. Вместе с соавтором Никитой Иконниковым они написали сценарий, а работать над сериалом молодая режиссер пригласила однокурсников и однокашников по ВГИКу. Что получилось? Настоящее кино. Достаточно сказать, что в 55-минутном первом эпизоде - 17 минут пауз, никаких диалогов. Визуальный ряд будоражит нервы зрителя, которые и так на пределе, в соответствие с состоянием главной героини.
Лена Тронина - казахская актриса, работающая в Европе - играет русскую девушку, белокурую сироту, которая работает на рынке среди мигрантов и получает предложение выйти замуж за чистого и трогательного киргизского юношу. Ситуация осложняется тем, что с членами его семьи у невесты свои отношения, и они непростые. И вот в день свадьбы случается убийство... Искушенный и насмотренный зритель при знакомстве с первым эпизодом "Идентификации" вспомнит фильм "Айка" Сергея Дворцевого, "Меланхолию" и "Дом, который построил Джек" Ларса фон Триера, а также работы Квентина Тарантино. Между тем, это все - лишь ассоциации, сквозь которые у Владлены Санду прорисовывается собственный стиль и выявляется персональный киноязык. Сериал "Идентификация" - необычный эксперимент для нашего кино, доказывающий, что дебютант в сериальном жанре может быть не менее интересным, чем маститый кинорежиссер. Санду смогла в одном эпизоде, который длится менее часа, соединить настроение свадьбы и похорон, добавить детективную линию, и продемонстрировать, как умеет "обращаться" с кинообразами. Единственное не новое, что есть в этой серии - образ следователя, который расследует дело, находясь на краю жизни и смерти, поскольку неизлечимо болен.
Таким образом, "Идентификация" - новый и заметный проект для российского сериального движения, вознаграждена на европейском уровне уже только тем, что попала в конкурсную программу престижного международного фестиваля. Участие в российских фестивалях должно принести проекту и призы - попробуем это спрогнозировать. Ждать осталось недолго.