И вот летом этого года ГМИИ им. А.С.Пушкина и Эрмитаж представляют продолжение парижского проекта - на этот раз, в двух городах и в двух музеях сразу. 20 июня в Главном штабе в Эрмитаже откроется выставка "Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры", для которой 31 работу даст ГМИИ им. А.С. Пушкина. В том числе три шедевра Пикассо, "Марокканский триптих" Анти Матисса, портрет Жанны Самари кисти Ренуара. Так что в Эрмитаже намечается встреча двух портретов Самари, написанных Ренуаром... Эрмитаж включает в эту выставку своих 109 работ. Обещают воссоздать Белый зал (он был и Музыкальным салоном) Ивана Морозова, для которого цикл панно "История Психеи" написал Морис Дени. А лестницу московского дома Ивана Абрамовича украшали декоративные панно Пьера Боннара. В отдельном зале будет представлена живопись Сезанна. И, конечно, будут показаны импрессионисты и постимпрессионисты: шедевры Моне и Ренуара, Гогена и Матисса… В том числе два декоративных панно Клода Моне, выполненных для замка Роттенбург в Монжероне (они находятся сегодня в собрании Эрмитажа).
В отличие от парижского проекта, выпукло и мощно представившего фигуру одного коллекционера - Сергея Ивановича Щукина, российские выставки 2019 года выстраивают сюжет семейной саги. Эрмитаж в проекте "Братья Морозовы…." показывает кроме собрания Ивана Абрамовича (1871-1921) также произведения из коллекции его брата Михаила Абрамовича (1870-1903). Выходцы из старообрядческой купеческой семьи, братья получили хорошее образование, кроме языков, им давали уроки музыки и живописи. Живописи их, кстати, учил молодой Константин Коровин. Именно Михаил Морозов впервые привозит в Россию полотна Гогена и Ван Гога. Дягилев писал о нем как о "чрезвычайно характерной фигуре", неотделимой от Москвы: "Он был очень яркой частицей ее быта, чуть-чуть экстравагантной, стихийной, но выразительной и заметной".
Отчасти эту московскую удалую купеческую жилку демонстрирует история про покупку четырех картин Гогена. Михаил Абрамович умудрился купить их дважды. Первый раз - на посмертной выставке художника за 500 франков. Привез в Москву, устроил званый обед, чтобы показать приобретение. А когда через два года приехал в Париж и зашел в галерею, где купил Гогена, владельцы предложили ему 30 тысяч франков за те же четыре работы. Морозов не устоял. Работы привезли из Москвы и продали галеристу. На следующий день утром Михаил Абрамович отправился, разумеется, … в галерею, посмотреть на "своего" Гогена. И увидел, что картины выставлены на продажу за …50 тысяч франков. Морозов ахнул и помчался к приятелю. Отправил его выкупать картины обратно. Тот успел, слава Богу.
Нельзя не сказать, что Морозовы собирали, кроме французов, современную им отечественную живопись. Кроме Левитана, Врубеля, Серова, Коровина, в их собраниях были произведения мастеров "Мир искусства", "Голубой розы", "Бубнового валета", Гончаровой, Ларионова… Эти работы, большая часть которых находится в Третьяковской галерее, судя по всему, не поедут на выставку в Эрмитаж. Но вполне возможно, что будут на планируемой на 2020 год выставке коллекций Морозовых в Париже, в Фонде Louis Vuitton. Той самой, что обещает стать одним из главных событий "Русских сезонов" во Франции.
Но парижская выставка - дела грядущих дней. А из того, что никак нельзя пропустить этим летом, - проект, посвященный собраниям братьев Щукиных в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Кураторы этой выставки могли бы вслед за Львом Толстым сказать, что им дорога "мысль семейная". Несмотря на то, что название проекта "Щукин. Биография коллекции", на первый взгляд, обещает двойника блокбастера 2016-2017 года, московский проект отличается от парижского не только местом действия. Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказывая о проекте, подчеркивает, что он не только о Сергее Щукине (1854-1936), но и о его трех братьях - Петре, Дмитрии, Иване. Каждый из братьев - "абсолютно самостоятельная фигура, исключительно важная, интересная".
Петр Щукин (1853-1912), увлекшись востоком, а затем и русской стариной, собрал коллекцию, которой не хватило и специально выстроенного особняка в бывшей Грузинской слободе. Рассказывали, что антиквары, букинисты везли к Щукину архивы, рукописи, старинную утварь, оружие, ткани чуть ли не целыми подводами. В итоге Петру Ивановичу пришлось присоединить к музею и собственный жилой дом, приспособив его под хранение коллекций. В год первой русской революции Петр Иванович дарит свои коллекции и музей Москве. Собрание насчитывало более 100 тысяч (!) предметов. Оно вошло в фонд Исторического музея, а его дом на Малой Грузинской стал называться Музеем Петра Ивановича Щукина.
Дмитрий Иванович (1855-1932), четвертый (и, по-видимому, самый любимый) из сыновей Ивана Васильевича Щукина, отправленный учиться в Коммерческое училище в Дрезден, все свободное время проводил в галерее Цвингера и на лекциях по искусству. Старые мастера навсегда стали его страстью. Его коллекция начиналась с миниатюр, золотых табакерок, а продолжилась покупками натюрмортов малых голландцев. Часть собрания он завещал своему любимому Румянцевскому музею, после национализации его коллекция стала основой картинной галереи Музея изящных искусств (сейчас ГМИИ им. А.С.Пушкина).
Младший Иван Иванович Щукин(1869-1908), литератор, эрудит, коллекционер, был еще и блестящим преподавателем, читал лекции в Вольном университете в Брюсселе, Институте восточных языков и Русской высшей школе общественных наук в Париже. В его доме в Париже бывали русские и французские писатели, художники интеллектуалы, маршаны. В какой-то момент он увлекся импрессионистами, затем великими испанцами, начав покупать полотна Эль Греко, Гойи, Веласкеса… Увы, когда он в трудной финансовой ситуации попытался предложить европейским музеям работы из своей коллекции, выяснилось, что среди купленных им работ много подделок. 2 января 1908 года он покончил с собой дома, на авеню Ваграм, в Париже. Чтобы погасить долги, его коллекцию выставили на аукцион, который не покрыл и половину требуемой суммы. Тем не менее, "Мария Магдалина" Эль Греко из коллекции Ивана Щукина-младшего, стала жемчужиной собрания Музея изобразительных искусств в Будапеште. Ее привезут в Москву для показа в громадной выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина, посвященной "биографии коллекции" Щукина.
Как бы ни были сложны порой отношения между братьями, жар страстной любви к искусству согревал каждого из них. Они обменивались, продавали работы друг другу, иногда рекомендовали художников. Именно поэтому биография коллекции Сергея Ивановича Щукина, которая должна была стать основой фактически первого музея западного современного искусства в России, тесно переплелась с историей собраний его братьев.
Проект в ГМИИ им. А.С.Пушкина - беспрецедентный по масштабу. В одиннадцати залах основного здания ГМИИ на Волхонке будут показаны более 450 произведений из семи (!) музеев. Среди участников - Исторический музей, Музей Востока, Музеи Московского Кремля, Музей изобразительных искусств в Будапеште, музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века". И конечно, Эрмитаж. Оттуда приедут около 60 картин, в том числе - "Танец" Матисса, написанный для особняка Сергея Ивановича на Знаменке. Среди шедевров из Эрмитажа обещают 15 работ Матисса, 16 работ Пикассо. Каждой из любимых тем в собрании Щукина будет посвящен отдельный зал. Импрессионисты, Гоген, Матисс, Пикассо, Дерен и Анри Руссо предстанут так (ну, или почти так), как их видел Щукин и зрители, приходившие смотреть его коллекцию.
Как ни странно, но, похоже, именно московские купцы и промышленники в конце ХIХ - начале ХХ века прорубили новое "окно в Европу". Не только для себя, но и для русской культуры. То, что его захлопнул "кремлевский горец", уже другая история. Нет, не азиатская, просто тоталитарная.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
- Это исторический момент, подтверждающий, что два важнейших русских музея, хранящие собрания великих коллекционеров, объединили усилия, чтобы отдать дань этим именам. Качество коллекций Щукиных и Морозовых трудно "перешагнуть". Сергей Щукин был частью большой и очень интересной семьи, которая заслуживает отдельного рассказа, и мы стараемся транскрибировать эту историю, поэтому назвали выставку "Щукин. Биография коллекции”. Это трудная задача, для которой нам понадобилось практически все пространство музея. Весь второй этаж мы отдаем истории Сергея Щукина. Вход в музей, вся аура музея - все будет работать на разогреве. Щукин - наш главный герой.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:
- То, что мы делаем не просто обмен выставками, это "венок памяти" этим коллекционерам. Я очень рад, что выставка "Щукин. Биография коллекции" в Москве будет представительной. Во-первых, мы даем "Танец” Анри Матисса и даем очень много вещей, которые в последний раз покинут стены музея, потому что больше уже не будут путешествовать. Выставка "Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы" будет в основном состоять из произведений собрания Эрмитажа - 109 работ, только шедевры, и 30 картин из Москвы.
Наталия Семенова, один из кураторов выставки "Щукин. Биография коллекции", об отличии московской выставки от парижской:
- Парижская выставка "Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина" была, как и обещало название, прежде всего выставкой шедевров. Шедевры должны были дать представление об уровне коллекции и личности собирателя.
Московская выставка предполагает другой подход. В фокусе внимания - не один Сергей Иванович, но также и его братья, известные московские коллекционеры. Собрание Сергея Ивановича Щукина появилось не на пустом месте. Мы предлагаем взгляд на семейную традицию коллекционирования братьев Щукиных, чтобы лучше понять историю собрания Сергея Ивановича. Например, "Портрет Антонена Пруста" кисти Эдуарда Мане появился в коллекции Сергея Ивановича, когда его брат Иван продавал свою часть собрания французской живописи, решив сосредоточиться на испанцах. Я считала частью собрания Сергея Щукина "Сирень на солнце" Клода Моне. Но на самом деле она была куплена именно Иваном в 1899 году, а потом он продал картину Сергею.
Замечу, что концепция будущей выставки коллекции Щукина в Эрмитаже, которая планируется через год, будет опять же иной. Там Щукин будет показан как создатель первого в мире музея современного искусства.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"