Теперь продавцы обязаны раскрывать ключевую информацию в виде таблицы. То есть ключевые условия многостраничных договоров и правил страхования должны занимать 2-3 страницы. То, что клиент ознакомлен с этой информацией, должно быть подтверждено его подписью и подписью продавца (или галочкой в особом поле при продаже через интернет). Информация должна быть изложена четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых в договоре.
О чем вас должны предупредить
- Инвестиционное страхование жизни - это не банковский вклад;
- Вложенные средства не гарантируются системой страхования вкладов;
- Величина дохода не фиксируется и не гарантируется, а определяется результатами инвестиционной деятельности страховщика, то есть тем, насколько выгодно он смог эти деньги вложить;
- Договор инвестиционного страхования имеет фиксированный срок. В отличие от вклада забрать вложенные деньги досрочно без потерь не получится;
- С доходов по договорам страхования в отличие от банковских вкладов клиент обязан заплатить налог на доходы физических лиц;
- Агентские вознаграждения и комиссии. Вас должны проинформировать, какая доля вложенных вами средств уйдет к посредникам и не будет проинвестирована. Именно комиссии становятся главной причиной того, что некоторые недобросовестные агенты страховых компаний в офисах банков пытаются убедить вкладчиков "переложить" полисы инвестиционного страхования - посредники на этом зарабатывают.
ЦБ оформит полис
Иван Козлов, заместитель руководителя службы Банка России по защите прав потребителей
- Мы рассчитываем, что, имея полную информацию о страховом продукте, клиенты смогут более взвешенно принимать решение о вложении своих средств, рассчитывая реальную доходность и учитывая все риски. Банк России будет осуществлять постоянный надзор за соблюдением страховщиками и их агентами требований указания. В числе инструментариев надзора - внедренные в 2019 году контрольные закупки, при которых сотрудники Банка России под видом потребителей будут создавать условия для заключения договора, а при выявлении фактов мисселинга (некорректных продаж) и нарушения требований - применять к страховщикам меры надзорного реагирования. Мы ожидаем, что комплекс этих мер позволит в обозримой перспективе искоренить недобросовестные практики и повысить доверие населения к страховому рынку.