Игуана под елкой
Все львята, тигры, медведи, игуаны, найденные на улицах Москвы, отправляются в центр реабилитации под Яхромой. Одно из самых живописных мест Подмосковья - рядом тихая деревушка, лес. Звери, которые спокойно переносят холод, живут в открытых вольерах на свежем воздухе. Рептилиям, обезьянам, африканским птицам выделили утепленные помещения. Этот центр создан при департаменте природопользования и охраны окружающей среды. Для Москвы он жизненно необходим. Потому что змеи, редкие попугаи и даже леопарды встречаются на городских улицах регулярно. "Это мода такая пошла - экзотических животных дарить, - объясняет зоотехник Владимир Иванов. - Особенно на 1 января. Год Дракона? Купят ящерицу. Год Змеи? Принесут питона. Мы тут радуемся, что год Слона не придумали".
Все это продается в Москве свободно. Корреспондент "РГ" нашел сотни объявлений о продаже медвежат, совят, макак на сайтах объявлений. Причем цены - в пределах 100 тысяч рублей. Для состоятельных москвичей - не сумма. Формально сделки абсолютно законны, продолжает наш собеседник. Если вид не внесен в Красную книгу - милости просим на онлайн-рынки. Только вот мало кто задумывается, сможет ли зверь нормально жить в городской квартире или даже на "фазенде".
Мало кто знает, что сногсшибательной красоты павлин по ночам может орать громче сотни автосигнализаций. Или что питон может разрастись до неописуемых габаритов. А даже самые умилительные енотики начинают пахнуть. Сильно пахнуть. Вот тогда владелец избавляется от питомца, и мы встречаем его на столичных улицах. Если бы не было центра реабилитации, все эти живые "подарки" просто погибли бы. Здесь же, под Яхромой, их лечат, кормят, восстанавливают. Потом их пути разойдутся. Одни поедут в зоопарки, других отпустят в лес, а третьи останутся на полном пансионе на всю жизнь.
Крокодиловы грезы
"Вот тут теперь обитает наш Геннадий", - провожает нас зоотехник к теплому помещению. Напротив прозрачных боксов со змеями стоит ванна. Обычная такая чугунная ванна, накрытая сверху решеткой. Ба, вот он, крокодильчик Гена, нежится в теплой воде. Рядом с ванной постоянно включен обогреватель. Крокодил пока несколько заторможен, но уже более-менее начал приходить в себя.
Выходим на улицу под пение подмосковных птах и африканский львиный рык. Это вышла из вольера львица Сима. Ее привезли сюда из кальянной на Арбате. Долгие месяцы от нее пахло дымом. Рядом с ней - клетка с львом-инвалидом. Его нашли уже с поврежденной лапой, вылечить полностью нельзя. Царь зверей навсегда прописался в тихом Подмосковье.
"А вот этого енота, - рассказал Иванов, - мы нашли возле метро "Юго-Западная". На дереве сидел - снимать пришлось". Полоскуна, вероятно, выбросил хозяин. Дальше глаз падает на сов. Их тут больше, чем у магистров "Что? Где? Когда?". Самая популярная находка этого года. От сов избавляются уличные фотографы. В итоге птицы попадают на передержку не самыми здоровыми: кто полуослеп от вспышек, кто крылья поломал, а кто и навсегда потерял способность к жизни в дикой природе. Они выросли, но не умеют охотиться. Учиться было некогда - кормили дядю-фотографа.
Сколько лису не корми
Не счесть тут беглым взглядом и лис. Одну из плутовок, например, не так давно заметили на Москве-реке. Держалась на дрейфующей льдине, на помощь ей пришли спасатели. С каждым годом лис в Москве становится все больше. Они не бешеные, но тянутся в мегаполис, к людям. Почему? Зоологи считают, что рыжие красотки заняли места обычных бездомных собак.
В Москве барбосов стараются как можно скорее определить в приюты. Но москвичи все равно по доброте душевной, а когда и просто по инерции несут в укромные места кто косточки, а кто и позавчерашнюю колбаску. На нее и бежит в городские джунгли исконно лесной житель... Гулять под Яхромой можно было до конца дня, изучая львиную долю, но директору центра Виталию Ратнеру позвонили с Верейской улицы. "Наш сосед, - сообщили звонившие, - в квартиру живого льва вызвал". Еще пару часов назад мы бы удивились...