Решающим фактором, конечно, остается цена квадратного метра, но на фоне возрастающей конкуренции девелоперы вынуждены придумывать все новые "фишки" для того, чтобы выделиться из общего ряда. Чисто внешние факторы - архитектура и дизайн - на рынке массовой застройки срабатывают слабо, поэтому ставка делается на дополнительные опции, скажем, поддержку хобби - например, сервисы для любителей собак или велопрогулок. Так, на заборе, окружающем стройплощадку близ Шарташского лесопарка, аршинными буквами написано, что в возводимых здесь домах будут предусмотрены… мойки для лап животных: привести питомца в порядок после прогулки можно будет прямо у входа в подъезд. Среди других бонусов от застройщика - охраняемая стоянка велосипедов, колясочная и большая веранда у соснового леса.
- Сейчас продаются не просто голые квадратные метры, клиенту предлагается определенный образ жизни, продиктованный как локацией, так и созданной концепцией. Популярность набирают всевозможные услуги и сервисы, которые будет предоставлять жильцам управляющая компания после введения объекта в эксплуатацию, - говорит аналитик УПН Михаил Хорьков.
Эта тенденция прослеживается на Урале в течение последних трех лет. Наличие подземного гаража и обустроенной детской площадки - уже обыденность, точнее, практически обязательная опция нового жилого комплекса. Теперь требуются изюминки, отличающие новостройку от других. Пока креатив уральских застройщиков в основном малобюджетный - та же лапомойка или санитарная комната на первом этаже, где ребенок после игры на детской площадке может вымыть руки, повышает статус объекта, но не требует серьезных вложений. Совсем другое дело - зимний сад или бассейн, попасть в которые жильцы могут, не выходя на улицу. Но это уже, наверное, проекты завтрашнего дня.
Впрочем, маркетинговые уловки хотя и сказываются на росте продаж, но не играют главной роли. Они, как красивая обертка, внимание привлекают. Если при этом не продуманы базовые вещи или есть огрехи в проектировании, этот "фантик" не спасет, подчеркивает Михаил Хорьков. На ведущих позициях, по его словам, для массового покупателя все же остаются традиционные факторы: стоимость жилья, транспортная доступность и окружающая социальная инфраструктура.
Справка "РГ"
В 2018 году в Свердловской области было построено почти 2,09 миллиона квадратных метров жилья, в том числе в Екатеринбурге - 1,1 миллиона. Более 90 процента возведенных в столице Урала зданий - многоквартирные. Сейчас в мегаполисе строятся более полутора десятков отдельно стоящих жилищных комплексов, на четырех крупных площадках ведется комплексная застройка.