"Я шагаю по Москве"
Особым событием для советского кино на закате "оттепели" стал выход на экраны совместной работы режиссера Георгия Данелии и сценариста Геннадия Шпаликова "Я шагаю по Москве", которая так непринужденно показала Советскому Союзу портреты его молодежи - вдохновленных, жизнерадостных и романтичных молодых людей. А песню, кстати, на стихи Шпаликова, которую насвистывает герой Никиты Михалкова Колька, стала насвистывать вся страна. "Я шагаю по Москве" до сих пор считается одной из лучших "открыток" из Москвы 60-х годов: солнечные проспекты, пузатые автобусы, вечерние танцы в парках и еще такие популярные коробки во дворах…
Умер режиссер Георгий Данелия"Афоня"
Неоднократно работы Данелии становились лидерами проката. Как, например, фильм "Афоня", установивший рекорд в 1975 году. Одной из самых запоминающихся - и копируемых! - сцен в фильме стал "энергичный танец" Людмилы. Сперва на главную роль Афанасия Николаевича Борщова - проще, Афони - режиссер планировал пригласить Высоцкого или даже польского актера Даниэля Ольбрыхского. В итоге звездой фильма стал Леонид Куравлев, и вот уже кажется, что никого другого в этой роли невозможно представить.
"Мимино"
А вот персонаж Мимино сразу писался под конкретного актера. Пофантазируем и пошутим (на манер любимой комедии), что, обсуждая претендентов на главную роль в этом фильме, Данелия сказал: "Вахтанга Кикабидзе хочу". Так и случилось. Фильм-размышление о родной земле, о мечтах и стремлениях человека, о том, как не потерять самого себя. Смешно о вечном - таков девиз многих кинокартин Георгия Данелии, благодаря которому они не утрачивают в своей актуальности и остаются близки многим поколениям.
"Осенний марафон"
В "Осеннем марафоне" Георгий Данелия отошел от комедии и сделал выбор в пользу драмы. Он рассказал о человеке, который находится в плену своей безотказности. Главный герой любит жену, любит любовницу, да что уж там - любит весь мир и пытается добиться от них любви взамен. Несмотря на то, что картину окружали сплетни, мол кто-то из съемочной группы оказывался в таком же "треугольнике", или обвинения в том, что финал картины получился больно антисоветским, "Осенний марафон" так или иначе стал отражением жизни многих советских людей, как бы они ни старались от этого откреститься. Они, как и герой Олега Басилашвили, хорохорятся, спешат куда-то, но по-прежнему болтаются в жизненном безвременье… И, как по расписанию, "хорошо сидят".
"Кин-дза-дза!"
Пепелац, гравицаппа, цак… Ку! И это не просто неразборчивый лепет ребенка, а настоящий чатлано-пацакский словарь из фильма "Кин-дза-дза!", который подарил нам Георгий Данелия. Режиссер представил на экране наше гротескное будущее и, можно сказать, один из первых советских фильмов в жанре "киберпанк": бездуховность, социальная дифференциация и разрыв доверительных отношений между людьми - вот о каком будущем идет речь, и оно не где-то там, на другой планете, а здесь, у нас. Об этом кричит картина Георгия Данелии, но в советское время немногие разобрали эти сигналы "с неизвестной планеты".