Новые требования будут разработаны отдельно для сельхозтехники и для автопрома. За производство каждой детали предприятию начислят балл: чем сложнее технологический процесс, тем выше балл. Так, за производство коробки передач для сельхозтехники дадут 18 баллов, за производство двигателя - 14. Чтобы продукция могла считаться произведенной в России, ей нужно будет в 2019 году набрать 75 баллов из 100 возможных. К 2030 году планку планируется поднять до 90 баллов.
Как рассказали "РГ" в минпромторге, изменения нужны, чтобы к 2030 году снизить долю иностранных компонентов и материалов в себестоимости техники до 10 процентов.
"Многие зарубежные компании пользовались льготами при ввозе компонентов для узловой и крупноузловой сборки в Россию, но фактически не являлись инвесторами и не отвечали собственностью за таможенные льготы, которые получали на протяжении ряда лет. Поэтому понуждение со стороны минпромторга к реальной локализации предприятий - это давно назревшая мера", - считает первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. По его словам, это заставит и российские компании, производящие продукцию из зарубежных компонентов, заняться трансфером технологий, иначе и они не смогут рассчитывать на господдержку.
По мнению представителя "АвтоВАЗа" Сергея Ильинского, ряд требований проекта минпромторга недостижим даже для высоколокализованных производителей. По расчетам минпромторга сварка кузова для легкового автомобиля будет "стоить" 400 баллов, его штамповка и окраска, а также производство двигателя - по 500, за коробку передач дадут 600, за системы управления - 1400, за НИОКР - 2000 баллов. Всего автопроизводители смогут набрать до 8750 баллов. Для участия в комплексных программах повышения конкурентоспособности 70 процентов производимых на предприятии машин должны будут набирать не меньше 900 баллов в 2019 году и не меньше 1400 в 2025-м. Для получения субсидий на поддержку экспорта планка будет выше - 1200 и 1800 баллов соответственно.
В "АвтоВАЗе" считают, что распределение субсидий должно быть пропорциональным количеству набранных баллов, без изъятий и облегченных требований к локализации для отдельных субъектов РФ или автопроизводителей. "Иначе мы получим "сборочные офшоры" и "дыры в заборе", которые лишат автопроизводителей стимула к локализации, а Россию приведут к утере ключевых компетенций в отрасли", - заявил "РГ" представитель автоконцерна.