Правительство России дало положительный отзыв на законопроект, подготовленный членом Совета Федерации Андреем Кутеповым и группой депутатов Госдумы. Документ предлагает наделить региональные и муниципальные власти полномочиями по финансированию строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах территории садоводства или огородничества. Правда, авторам законодательной инициативы предстоит ее немного доработать.
В чем же суть проблемы? Как пояснил "РГ" первый зампред Мособлдумы, глава Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин, нынешний закон дает региональным и местным властям право организовывать в границах садоводческих или огороднических товариществ снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, топливом. Но не позволяет строить внутри дачных поселков какие-либо социальные объекты.
Проще говоря, водопровод до границ территории садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) местные власти проложить могут, а вот по улицам товарищества - нет.
Ведь территория СНТ либо принадлежит самому товариществу как юридическому лицу, либо находится в общей долевой собственности его членов, а отдельные участки опять же принадлежат либо товариществу, либо приватизированы теми, кому они выделялись.
В связи с этим возникает вопрос, на который еще предстоит дать ответ. Даже если дать региональным и местным властям полномочия по выделению денег на строительство соцобъектов, на чьем балансе потом окажутся такие объекты и кто их будет эксплуатировать? Сами дачники?
Да они порой со скрипом членские взносы на вывоз мусора и очистку от снега собирают. Поэтому в своем отзыве на законопроект правительство и отмечает, что пока не прописан четкий механизм финансирования строительства соцобъектов и не указана форма собственности на данные объекты.
Что касается вопросов финансирования, то в Санкт-Петербурге, например, как рассказал "РГ" один из авторов законопроекта, председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов, вопрос решается через механизм субсидий.
Государственная субсидия, поясняет он, предоставляется самому СНТ в виде возмещения части затрат на оплату работ подрядчика. Сначала садоводческое или огородническое товарищество должно принять решение о строительстве инфраструктуры на условиях софинансирования, затем обратиться в орган по выдаче субсидий, пройти успешно конкурсный отбор, собрать свои средства и начать стройку. А после завершения строительства получить возмещение. Конкурсный отбор проводится на основании региональных программ по развитию садоводства и разных региональных программ по социальной поддержке граждан в регионе. В них указываются критерии отбора. "Если заявленных денег хватит на все необходимые в СНТ проекты, - продолжает Кутепов, - то оценивается только полнота документов, если количество денег ограничено, то будет выбираться наиболее целесообразный или тот, в каком более нуждаются граждане". Чаплин отмечает, что региональные и муниципальные власти заинтересованы в обустройстве дачных территорий. "Сейчас там разрешено строительство жилых домов и прописка в них. Соответственно, это собственность и дополнительные поступления налогов в местные бюджеты. Но люди будут перебираться на постоянное жительство только туда, где есть в шаговой доступности вся важная инфраструктура. Поэтому чем активнее будут развиваться дачные поселки, тем больше возможностей на развитие инфраструктуры СНТ получат местные власти", - подчеркивает Чаплин.