Битум - на проверку
Протяженность дорог, которые планируют отремонтировать, будет в 2,8 раза больше, чем в 2018 году. Работами охватят 490 километров трасс регионального и межмуниципального значения. Из них 306 километров будет обновлено по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги", еще не менее ста - в рамках содержания региональной сети трасс. Наконец, 84 километра полотна восстановят согласно ранее заключенным государственным контрактам.
Подрядчики будут использовать главным образом технологию холодного ресайклинга. Она позволяет выполнить фактически капитальный ремонт дорожной конструкции и при этом серьезно сэкономить бюджетные средства. Разумеется, без потери в качестве. Всего на оплату ремонтных работ предусмотрено около 4,45 миллиарда рублей.
Как сообщил руководитель департамента дорожной деятельности Воронежской области Максим Оськин, к началу апреля подрядчики уже устранили локальные дефекты полотна на 315 участках общей площадью 29,9 тысячи квадратных метров. Кроме того, приняты меры к тому, чтобы автодороги и прилегающие к ним объекты не пострадали во время паводка.
Власти уже провели конкурсы по отбору подрядчиков, которым поручат основные объемы ремонтно-восстановительных мероприятий. Заключены государственные контракты на ремонт региональных дорог. Поставлять асфальтобетонные смеси для этих работ намерены 25 заводов, к новому сезону готово шесть битумно-эмульсионных установок.
- Специалисты департамента совместно с подрядчиками проводят лабораторные испытания планируемых к применению материалов и асфальтобетонных смесей, чтобы затем согласовать их составы, - сообщил Максим Оськин. - Из 16 предприятий комиссия уже проверила 13. В пяти случаях были выявлены недостатки, касавшиеся качества составов асфальтобетонных смесей и технологического оборудования для их выпуска. Сейчас их устраняют.
Специальную технику для ремонта и содержания дорог обновили загодя. В прошлом году подрядные организации закупили 34 машины (асфальтоукладчики, катки, автогрейдеры, автогудронаторы, ресайклеры, цементораспределители) и более 40 единиц средств малой механизации - косилки, установки для ямочного ремонта, оборудование для мойки ограждений, навесные мульчеры и другие приспособления, которые помогут на должном уровне поддерживать качество полотна.
Таким образом, дорожно-эксплуатационные предприятия региона полностью оснащены техникой и оперативным запасом материалов для начала летнего сезона, заверил Оськин.
Ревность - в сторону
На ремонт дорог местного значения из областной казны выделят 2,1 миллиарда рублей. Субсидии перечислены в районы и городские округа. Как использовать эти деньги с наибольшей отдачей, чиновники стали продумывать еще в прошлом году. Рабочая группа, куда вошли главы муниципальных администраций, проанализировала размеры дорожного фонда региона начиная с 2013 года, типы и функционал трасс местного значения, а также суммы затрат на них.
Для наглядности все дороги, а также улицы райцентров и поселений нанесли на областную интерактивную карту градостроительной деятельности. Пользуясь ею, можно быстро найти информацию обо всех проездах и их физическом состоянии.
- Кроме того, утверждены планы ремонта дорог до 2024 года, разработаны методические рекомендации по применению различных конструктивов дорожной одежды, материалов и видов работ с экономическим и логистическим обоснованием, - отметил Максим Оськин. - С муниципальными районами мы провели обучающие семинары о единых требованиях к качеству, финансовой дисциплине и контролю на различных этапах производства ремонтных работ. Объяснили формат взаимодействия с профильными отделами департамента дорожной деятельности и казенного учреждения "Дорожное агентство".
Главы муниципалитетов назвали вполне справедливой методику распределения бюджетных средств и признали, что субсидии на ремонт дорог стали доводиться до районов в ранние сроки, что помогло более грамотно планировать мероприятия.
В ближайшее время должны завершиться торги, после чего по поручению губернатора Александра Гусева будет подготовлен отчет о том, насколько широко в муниципалитетах привлекают к ремонту дорог местных подрядчиков, как распределяются объемы работ и денежные средства.
Гусев обратил внимание на то, что у жителей населенных пунктов, где проезды еще находятся в неудовлетворительном состоянии, может возникнуть недовольство при виде того, как ремонтируют дороги другим.
- Некая ревность может быть: мол, вы в соседнем селе сделали, а нам нет. Давайте исходить из того, что такая сумма расходов на дороги будет сохраняться на ближайшую трехлетку и пятилетку. То есть можно заранее все просчитать, и там, где не смогли сделать ремонт сейчас, сказать: "У вас - в следующем году по плану", - дал поручение Максиму Оськину глава региона. - Важно привести в порядок въездные знаки, чтобы они не выглядели убогими. А там, где их нужно менять, давайте искать деньги.
Фуры - на весы
По словам главы департамента дорожной деятельности, в этом году на региональной сети дорог смонтируют и запустят в эксплуатацию первые три пункта весового габаритного контроля транспорта, способные работать в автоматическом режиме. Это позволит исключить "человеческий фактор" в вопросе, от которого напрямую зависит качество полотна. Не секрет, что при превышении допустимой нагрузки на ось асфальт быстрее выходит из строя. За наносимый ущерб нужно платить, а водители большегрузов пытаются всячески избежать лишних расходов.
В области уже начали работу три передвижных поста весового контроля, принадлежащие департаменту дорожной деятельности, и три комплекса Ространснадзора, которые могут действовать на любой трассе вне зависимости от ее принадлежности.
- Тема весового контроля правильная, но я ее дополнил бы еще одним моментом: у нас в апреле начнется активная фаза реконструкции взлетно-посадочной полосы на ВАСО (воронежский авиазавод. - Прим. "РГ"). Через город поедут автомобили, вывозя отходы с предприятия и завозя туда материалы. Если завод сам устанавливает весогабаритный контроль на въезде, мы должны с ним синхронизировать свою работу и не допускать перегруза, - подчеркнул губернатор Александр Гусев.
Тем временем
Муниципальные перевозчики Воронежской области получили 55 новых автобусов большой и средней вместимости. Их будут использовать на пассажирских маршрутах в столице Черноземья и для пригородных перевозок. На обновление подвижного состава удалось привлечь 350 миллионов рублей из федерального бюджета.
Как сообщили в правительстве региона, в районы отправилось пять "ЛиАЗов" и 25 пазиков, которые чаще всего и используются для перевозок в сельской местности. Еще 25 "большемерных" автобусов передали ПАТП № 3 для работы в Воронеже.
- Это машины на метане, современные, экономически эффективные и удобные. Они низкопольные, то есть доступны для людей с ограниченными возможностями, - отметил руководитель регионального департамента промышленности и транспорта Александр Десятириков.
Автобусы марки "ЛиАЗ" оснащены оборудованием, поддерживающим режим повышенной безопасности: видеокамерами, системами "ГЛОНАСС" и "ЭРА-ГЛОНАСС". "ПАЗы" закуплены в междугородной комплектации - с мягким салоном, регулируемыми сиденьями и багажными полками.
По словам Десятирикова, на дальнейшее обновление парка автотранспортных предприятий в бюджете Воронежской области заложено 130 миллионов рублей.