Почему школьники так перегружены? Эксперты ОНФ утверждают, что сейчас на изучение всего, что предусмотрено в государственных образовательных стандартах, детям просто не хватает времени. В итоге некоторые школьные "кружки" превращаются в продолжение обязательных уроков по предметной программе.
- СанПиН должен отражать предельно допустимые нагрузки ребенка как в школе, так и в системе дополнительного образования, - говорит координатор проекта ОНФ "Равные возможности - детям", депутат Любовь Духанина. - С просьбой разработать такие нормы мы обратимся в Роспотребнадзор.
Однако и сейчас в санитарных нормах нагрузка на детей прописана достаточно четко. Проблема лишь в том, что эти нормы повсеместно не соблюдаются. К примеру, Россия уже много лет занимает первое место в мире по количеству домашних заданий. И это при том, что по правилам "временной" объем домашних заданий по всем предметам не должен превышать 1,5 астрономического часа во втором-третьем классе, 2 часа - в 4-5 классе, 2,5 часа - в 6-8 классе, 3,5 часа - в 9-11 классе. А у первоклашек вообще домашних заданий быть не должно!
"Родители должны знать эти нормы и требовать от школы их выполнения", - рассказали ранее "РГ" в Российской академии образования. - При несоблюдении требований необходимо обращаться к администрации школы за разъяснением, а в случаях нарушений прав детей и их родителей - к учредителю образовательной организации или в органы по контролю и надзору".
Из существующего СанПиНа
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
для обучающихся 1 классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;
для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели:
для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры;
для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4 классов - 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11 классов на 2-4-м уроках.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4-м уроках.
Все учтено
Сегодня действуют санитарно-эпидемиологические требования. Объем домашних заданий по школьным предметам в них четко регламентирован. Также согласно СанПиНу учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день, прокомментировали в министерстве просвещения. Рамки к объему изучения основной программы в школе задают федеральные государственные образовательные стандарты. В новых проектах стандартов детально регламентировано минимальное и максимальное количество часов изучения программы. При этом порог минимального количества часов немного снижен, позволяя сократить нагрузку на учащихся.