Открывая конференцию, заместитель генерального директора ПАО "Аэрофлот" по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров озвучил повестку заседания: безопасность пассажиров и меры к нарушителям порядка.
В процессе дискуссии обсуждались вопросы ответственности авиадебоширов и практика возмещения расходов, которые несут авиакомпании и пассажиры в результате деструктивного поведения на борту. В выступлениях отмечалась особая опасность ситуаций, когда в отношении экипажа воздушного судна применяются запугивание и физическое насилие.
"Мы фиксируем все случаи хулиганства на борту и передаем собранные материалы в правоохранительные органы. Однако рано останавливаться на достигнутом. Необходимо предоставить членам экипажа право использовать средства сдерживания, расширить перечень оснований для включения нарушителей в "черные списки". Срок фигурирования авиадебоширов в таких списках мы предлагаем продлить с одного года до минимум трех лет", - заявил Владимир Александров.
По словам заместителя генерального директора - летного директора ПАО "Аэрофлот" Игоря Чалика, "современное авиационное законодательство должно содержать такие инструменты и механизмы, которые обеспечат надежный уровень защищенности экипажа воздушного судна. В этом случае работа пилотов и бортпроводников будет максимально эффективной и для пассажиров".
Советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток напомнил, что правила поведения пассажиров сформированы на основе многолетнего опыта и требуют неукоснительного соблюдения. Помимо доработки законодательства им была отмечена важность воспитания культуры безопасности, чем, кстати, Ространснадзор сейчас активно занимается.
Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Денис Кочетыгов отметил актуальность выбранной темы - обеспечения безопасности граждан при осуществлении перевозок воздушным транспортом - и конструктивность предложенных мер по профилактике и предупреждению противоправных деяний на воздушном транспорте. Эту тенденцию надо продолжать.
Руководитель московского отдела на воздушном и водном транспорте Следственного комитета России Дмитрий Коровин акцентировал внимание на том, что совершение хулиганских действий на борту может негативно влиять на безопасность движения и эксплуатацию воздушного транспорта и приводить к тяжким последствиям в виде крушения самолета и массовой гибели пассажиров. Им была положительно оценена инициатива Аэрофлота по введению в законодательство "черных списков". По мнению Дмитрия Коровина, авиаперевозчикам следует предоставить больше возможностей для предотвращения и пресечения правонарушений, а на законодательном уровне целесообразно рассмотреть вопрос повышения наказания за административные правонарушения на объектах воздушного транспорта.
Профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Александр Чучаев обратил внимание на особенности законодательства ряда зарубежных стран, где преступления на транспорте рассматриваются в первую очередь как посягательство на физическую и психическую безопасность человека - члена экипажа или пассажира. Это тоже очень важно не упускать из внимания.
Итогом конференции стала выработка новых практических подходов к решению проблемы деструктивного поведения на борту, совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.