11.04.2019 19:42
Экономика

Банки заплатят капиталом за большие долги у компаний

Банки заплатят капиталом за большие долги у компаний
Текст:  Игорь Зубков
Российская газета - Федеральный выпуск: №81 (7839)
Банк России намерен ограничить кредитование банками крупных компаний с высокой долговой нагрузкой, которые при росте закредитованности или внешних шоках могут перестать платить по долгам и стать проблемой для банковской системы и экономики в целом.
Читать на сайте RG.RU

Об этом говорила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, а в четверг регулятор раскрыл детали в консультативном докладе. Инициатива коснется как минимум 11 системно значимых банков и ряда компаний с задолженностью свыше 100 миллиардов рублей перед одним банком. Под предложенный механизм подпадают 5-7 публичных групп компаний (4,4% активов крупнейших нефинансовых организаций) - по оценке ЦБ, у них проблемы не только с долговой нагрузкой, но и с ликвидностью и маржинальностью, а также до 6 непубличных групп компаний.

Компаниям и банкам разрешили засекретить 18 видов данных из-за санкций

По новым долгам таким компаниям ЦБ планирует установить надбавки к коэффициентам риска, используемым для расчета достаточности капитала. Такой же подход ЦБ применяет для охлаждения потребкредитования, ограничения ипотеки с низким первоначальным взносом и валютных кредитов. Кроме того, с октября станет обязательным расчет долговой нагрузки физлиц по формуле Банка России.

Новые ограничения ЦБ предлагает вводить на повышательной фазе финансового цикла, когда банки снижают стандарты предоставления средств, а индикаторы долговой нагрузки компаний могут быть заниженными за счет резкого роста показателей прибыли. И напротив, планируется ослаблять регулирование на нисходящей фазе, когда компании могут сталкиваться с трудностями в обслуживании накопленных долгов - ЦБ приводит в пример ряд металлургических компаний, столкнувшихся с падением цен на уголь и металлы в 2013-2015 годах. До санкций риски закредитованности компаний с российскими банками разделяли западные рынки, теперь же подверженность этим рискам банков выросла.

Однако инициатива встретит сопротивление со стороны банков, которые считают, что сами справятся с оценкой рисков крупнейших заемщиков.

Надбавка к капиталу, подобная предложенной Банком России, "является единым наказанием как для банков, так и для заемщиков, не дифференцирует риски и не стимулирует развитие систем риск менеджмента в кредитных организациях", считает руководитель управления интегрированного риск-менеджмента Райффайзенбанка Сергей Гриб. Надбавка сделает кредитование компаний с высоким долгом менее выгодным для банков с точки зрения доходности, скорректированной на риск, это может привести к повышению стоимости кредитования, снижению его доступности для компаний из отраслей, традиционно имеющих высокий уровень долговой нагрузки - таких как строительство, оптовая и розничная торговля, некоторые сегменты машиностроения и легкой промышленности. Кроме того, считает Сергей Гриб, в случае введения надбавки только для системно значимых банков заемщики с высокой долговой нагрузкой будут обращаться в небольшие банки, которые не всегда имеют достаточный инструментарий и опыт управления рисками для работы с высокорискованными заемщиками. В результате, полагает он, в таких банках может повышаться риск концентрации, что негативно скажется на их устойчивости.

Верховный суд напомнил кредитной организации о сроке давности

"На наш взгляд, нет необходимости в дополнительных инструментах, направленных на ограничение роста долговой нагрузки отдельных компаний, - говорит главный финансовый директор Промсвязьбанка Евгений Смирнов. - Текущее регулирование Банка России предусматривает рост резервов по требованиям к заемщикам, чье финансовое положение (включая показатели долговой нагрузки) не может быть оценено как "хорошее". Таким образом, вопрос формирования буферов по требованиям к заемщикам с повышенной долговой нагрузкой находится в большей степени в области аппетита к риску отдельной кредитной организации".

В Альфа-Банке полагают, что вопрос с макропруденциальным регулированием в корпоративном сегменте также можно решить за счет более широкого внедрения ПВР-подхода (с использованием внутренних рейтингов заемщиков), при котором кредитование высокорисковых заемщиков требует больше регуляторного капитала. Он станет стимулом для того, чтобы банки более взвешенно оценивали кредитный риск и сами создавали буферы капитала при финансировании заемщиков с высокой долговой нагрузкой. "У российских банков уже накопилось достаточно статистики, чтобы построить достаточно качественные модели кредитного риска в корпоративном сегменте", - отметили в пресс-службе Альфа-Банка.

Под предложенный механизм подпадают 5-7 публичных групп компаний

Райффайзенбанк, который уже с разрешения Банка России использует внутренние рейтинговые модели, консервативно и взвешенно рассчитывает при этом все факторы кредитоспособности заемщиков, а также проводит детальный и высококачественный кредитный анализ, учитывая показатели уровня долговой нагрузки клиентов, указывает Сергей Гриб. "По оценке Райффайзенбанка, введение ограничений кредитования компаний с высоким уровнем левериджа (долговой нагрузки) является чрезмерной мерой, по крайней мере для крупных банков", - говорит он.

С учетом того, что ЦБ будет проводить обсуждение с рынком, анализировать текущий профиль рисков компаний и банков, вступление новых требований в силу можно ожидать через один-два года, считает ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Екатерина Щурихина. Кроме того, вероятно постепенное введение требований либо их распространение сначала только на системно значимые банки как на основных кредиторов крупных компаний.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Банки Крупные компании Центральный банк