11.04.2019 15:33
Культура

Пять киноролей Валерия Гаркалина

Текст:  Мария Воронова
11 апреля народный артист РФ Валерий Гаркалин отмечает юбилей - 65! Гаркалин больше известен как актер театра, однако свой след он оставил и в кинематографе, сыграв великий диапазон ролей - от комических до драматических. Он начинал с театра кукол, но не остался за ширмой благодаря Леониду Хаиту, который создал замечательный философский театр "Люди и куклы". "РГ" поздравляет актера с юбилеем и вспоминает лучшие картины с его участием.
Читать на сайте RG.RU
Актер Валерий Гаркалин

"Катала", 1989

В фильме об игроках и мошенниках Сергея Бодрова "Катала" Валерий Гаркалин впервые сыграл большую роль на экране. В возрасте 35 лет. Режиссер искал артиста неизвестного и немолодого. И хотя Бодров рисковал, картина удалась: она погружает зрителя в опасный мир не только карточных игр, всевозможных - почти шпионских - гаджетов, которые используют игроки, но и настоящих бандитских разборок. "У меня было три консультанта в картине. Во-первых, те, кто рассказывал, как играть в эту игру, там же правила, деберц, малый деберц, это же уголовные игры, это не преферанс. Второй консультант был приставлен к картине, который рассказывал мне о терминологии, которой сопровождается эта игра. А третий был настоящий катала, который профессионал и даже есть кадр, где лежат огромные кучи денег на столе - эти деньги настоящие были, которые он выиграл! Он приехал с ночного из какого-то города и выиграл, снял банк", - рассказывал в интервью Валерий Гаркалин. 

"Белые одежды", 1992

Вскоре после "Каталы" Валерий Гаркалин получил вторую большую роль в кино: он сыграл инспектора Федора Дежкина в многосерийном фильме "Белые одежды", снятом Леонидом Белозоровичем по одноименному роману Владимира Дудинцева. В центре сюжета - история о генетиках, среди которых в середине ХХ века происходит раскол: одни придерживаются пропагандируемой академиком Лысенко линии партии, а другие продолжают работать, придерживаясь основных научных принципов, и остаются преданными биологической науке. Герою Гаркалина предстоит пройти путь от чиновника, слепо следующего инструкциям партии, до человека, который осознает, насколько новая программа тормозит прогресс, и переходит на сторону опальных генетиков.  И, несмотря на то, что за Валерием Гаркалиным закрепилась репутация комика, актеру эта серьезная роль очень удалась.

"Ширли-мырли", 1995

В суматохе 90-х годов на экраны вышла картина, в которой Валерий Гаркалин исполнил сразу четыре роли - сыграл братьев-близнецов мелкого преступника Василия Кроликова, музыканта с мировым именем Иннокентия Шниперсона, цыганского барона Романа Алмазова и даже афроамериканца Патрика Кроликоу (к тому же выясняется, что есть вообще целая деревня Кроликовых). И, несмотря на то, что поначалу слышались возмущенные возгласы в стиле: "Что там Полищук сказала, глаз на что-то натянуть…", - то со временем картина, в которой режиссеру Владимиру Меньшову удалось собрать ведущих актеров - и Олега Табакова, и Любовь Полищук, и Инну Чурикову, и Веру Алентову, и Армена Джигарханяна, и Олега Ефремова, - нашла отклик у многих зрителей. И кто же не мечтал, что найдется бриллиант, пусть и поставивший на дыбы не только московскую, но и нью-йоркскую мафию, но способный обеспечить "всем жителям страны трехлетний отдых на Канарских островах"?

"Бедная Саша", 1997

Валерий Гаркалин не однажды играл преступника: в картине Тиграна Кеосаяна он исполнил роль главаря банды Николая Крышкина. В этой ленте потерялись его фирменные "ширли-мырлевские" интонации, проскакивающие в фразах вроде "Спокойно, мама". Вместе со своими подельниками он планирует ограбление банка, который возглавляет "новая русская". Но какое совпадение: ее дочь с помощью взломщика Березкина (попытавшегося, кстати, обчистить их квартиру) тоже хочет ограбить ее банк, чтобы Ольга Васильевна из вечно занятой бизнесвумен превратилась в обычную маму, которая проводила бы с семьей больше времени. С актерским составом картине повезло: бизнесвумен сыграла Вера Глаголева, а Березкина - Александр Збруев.

"Ландыш серебристый", 2000

В этой картине Тиграна Кеосаяна о юной певице из провинции, которая мечтает стать суперзвездой, Гаркалин предстал в образе композитора Романа Кромина, который, скорее, может считаться "классным аранжировщиком": все, что бы он ни сочинял, уже создано до него. Однако при этом Кромин считает себя великим музыкантом и романтиком, который то и дело, неожиданно врываясь к коллегам, предается воспоминаниям о былых романах. "Все воруют, только ты искренне сочиняешь чужое", - говорит ему Лева Болотов (Александра Цекало) об очередной мелодии, а Кромин искренне удивляется: "Что, и это сочинили до меня?"  

Наше кино