Текущая версия газовой директивы устанавливает правила работы внутреннего газового рынка ЕС, новая же, одобренная Советом Евросоюза версия "направлена на устранение пробела в нормативно-правовой базе ЕС и стимулирует развитие конкуренции на газовом рынке". На практике это означает, что у газопровода "Северный поток-2" должен быть независимый оператор, а половина его мощностей должна быть отдана под поставки независимыми компаниями.
При этом в одном из пунктов новой директивы оговаривается, что Еврокомиссия должна сохранить суверенные полномочия стран - членов ЕС, к территории которых непосредственно примыкает инфраструктурный проект, то есть Германия в данном случае будет иметь право попросить исключение из правил для "Северного потока-2". Министр энергетики Румынии Антон Антон, чья страна председательствует в Совете ЕС, назвал поправки "компромиссными, приемлемыми для всех".
Принятое Советом ЕС решение - это окончательный этап законодательного процесса. Документ вступит в силу через 20 дней после публикации в официальном журнале ЕС. У стран - членов союза будет девять месяцев на то, чтобы занести новые правила в национальное законодательство.
Политика и экономика в вопросе снабжения стран ЕС газом настолько сильно переплетены, что достаточно сложно сказать, чего же больше в принятых поправках к директиве, говорит директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. С учетом колоссальных транзитных рисков, которые несет в себе конфликт между "Газпромом" и "Нафтогазом", власти ЕС максимально заинтересованы в закреплении гарантий стабильности поставок по "входящим" газопроводам на уровне законодательства, считает собеседник "РГ".
"Примечательно, что именно в период председательства Румынии в Совете ЕС - страны, зависимой от поставок российского газа через Украину, но не имеющей доступа к объемам топлива, которые будут поставляться по "Северному потоку-2", - поправки были приняты, - обращает внимание эксперт. - На текущий момент "Северный поток-2" не выглядит хоть сколько-нибудь жертвой меняющегося европейского законодательства".
Принятые Советом ЕС поправки выглядят скорее страховкой на случай срыва поставок импортируемого газа или невозможности перераспределения топлива на внутреннем рынке в связи с отсутствием доступа к находящимся в собственности поставщиков магистральным газопроводам, доступ к которым для третьих лиц ограничен. Это не означает, что собственникам газопроводов в обязательном порядке придется делиться мощностями с конкурентами, рассуждает Пахомов: такие конкуренты как минимум должны иметь место, а с учетом маршрута "Северного потока-2" его физически невозможно использовать для транспортировки топлива каких бы то ни было иных поставщиков, кроме "Газпрома".