16.04.2019 09:30
Русское оружие

Как советская субмарина погубила танкистов вермахта

Текст:  Светлана Цыганкова
16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 "Фрунзовец" под командованием гвардии капитана 3 ранга Владимира Коновалова потопила немецкий транспорт Goya. Он перевозил солдат Вермахта, а также жителей Восточной Пруссии. В катастрофе погибли около семи тысяч человек. За эту операцию капитан субмарины был удостоен звания Героя Советского Союза.
Читать на сайте RG.RU

Судно Goya было построено на верфи Akers Mekanika Verksted в Осло. Его спустили на воду 4 апреля 1940 года, а через несколько дней Германия заняла Норвегию. Новое судно конфисковали. Это был достаточно крупный сухогруз. Его длина - 146 метров, ширина - 17,4. Водоизмещение - 7200 тонн. Мог развивать скорость до 18 узлов - 33 километра в час. После конфискации судно использовали в качестве мишени для учебных операций немецких подводных лодок. Но позже сухогруз вооружили несколькими зенитными установками и начали применять для транспортировки людей.

В последний год Второй мировой войны Goya участвовала в крупной морской операции "Ганнибал", цель которой - эвакуация населения с территории Восточной Пруссии из-за активного наступления Красной Армии. Предполагается, что в рамках операции в течение четырех месяцев в западные районы Германии были эвакуированы Балтийским морем порядка двух миллионов человек. Это одна из самых крупнейших эвакуаций морем в истории.

Погибший "Кит": советская атомная подлодка К-8 затонула 49 лет назад

16 апреля 1945 года конвой, состоявший из трех судов - Goya, парохода Kronenfels и морского буксира Ägir вышел из Данцигской бухты в сопровождении двух тральщиков М-256 и М-328. Конвой направлялся в город Свинемюнде. На борту находились около семи тысяч человек, в том числе раненые и 200 солдат 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии. Транспорт не был предназначен для такого количества людей. Он был просто переполнен. Даже капитан был вынужден уступить свою каюту эвакуированным. Люди заняли все пространство в трюме, на лестницах и переходах. Те, кто не мог найти места во внутренних помещениях судна, сидели на верхней палубе под холодным дождем.

Судно обнаружила советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка Л-3 "Фрунзовец". С 5 ноября 1933 года она находилась в составе Балтийского флота. Подошла поближе к конвою. Но в 23 часа немецкий конвой вдруг изменил маршрут и направился в Копенгаген. Чтобы догнать его, субмарина была вынуждена идти в надводном положении на дизелях. Помогло и то, что в машинном отделении парохода Kronenfels случилась поломка. Конвою пришлось остановиться.

В 23:30 вереница судов продолжила ход, но подводная лодка уже была готова к бою. Л-3 выпустила торпеды. Две попали в цель. Взрывы зафиксировали в 23:52. Одна торпеда попала в машинное отделение, вторая взорвалась в носовой части. Мачты корабля обрушились на палубу. Через несколько минут транспорт Goya полностью затонул. Он разломился на две части.

В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы

После атаки немецкие тральщики пытались догнать советскую субмарину. Но ей удалось уйти. Из всего конвоя спаслись не более двухсот человек, из которых некоторые умерли от полученных ранений и переохлаждения. Точное место кораблекрушения установили польские водолазы 26 августа 2002 года.

А подводная лодка Л-3 "Фрунзовец" служила на флоте до 1953 года. В 1971 году ее разобрали. Рубка лодки Л-3 вместе с 45-мм орудием установлена на Поклонной горе в Москве в Музее военной техники.

История Северо-Запад