17.04.2019 17:27
Экономика

Для чего на Урале развивают индустриальный туризм

Для чего в промышленном регионе развивают индустриальный туризм
Текст:  Ксения Дубичева (УрФО)
Российская газета - Экономика УРФО: №86 (7844)
В Свердловской области второй раз проходит День без турникетов. Точнее, это уже целая неделя бесплатных экскурсий для молодежи на самые разные предприятия. 185 действующих производств посетят, как планируется, 20 тысяч школьников (в ноябре прошлого года, когда акция проводилась впервые, участников было около трех тысяч). Цели акции - три "П": профориентация, просветительство и патриотизм.
/ Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

- Что ты за уралец, если ни разу не видел, где создается 55 процентов валового регионального продукта? - считает девятиклассник Антон, посетивший медеплавильный комбинат.

В прошлом веке составить представление о рабочих профессиях помогали развернутые программы профориентации, а также кино и телевидение: на экране часто показывали пробивающего летку сталевара. Но сейчас большинство не то что детей, но и взрослых смутно представляет, как закаляется сталь. А если и сложилось какое-то мнение о производстве, то зачастую негативное: завод - это тяжелый малоинтересный труд и плохая экология. Между тем за последние пару десятков лет картина изменилась.

Сформировать у молодежи иное мнение, повысить престиж и привлекательность рабочих и инженерных профессий очень важно для будущего промышленного региона. На это работают не только разовые акции, но и планомерное развитие индустриального туризма (связанного с посещением работающих производств). Такова, в частности, цель образовательной программы "Единая промышленная карта" (ЕПК), по которой среднеуральские школьники имеют возможность побывать на производстве не только в Дни без турникетов, но и в любые другие. Правда, уже не бесплатно.

Сколько уральские заводы готовы платить рабочим

Цена экскурсии формируется в основном из стоимости трансфера (детей, как известно, необходимо возить на особых автобусах, оборудованных ремнями безопасности на каждом сиденье) и запросов принимающей стороны. Как рассказала Вероника Пиджакова, руководитель некоммерческой организации - оператора программы, партнеров ЕПК можно условно разделить на три категории. Первые - социально ответственные и перспективно мыслящие - даже сами доплачивают за детские экскурсии, однако "заказывают" определенный тип туриста, скажем, только подготовленных и мотивированных школьников - виртуально познакомившихся с заводом отличников по физике и математике. Вторые запрашивают небольшую плату, например три тысячи рублей с группы, за услуги специально нанятого экскурсовода, который умеет работать с непростой детской аудиторией. Ну а третий тип пытается сделать на модной ныне теме профориентации свой бизнес: бывает, просят за посещение по 600-700 рублей с ребенка. В итоге такой тур влетает родителям в копеечку - до 1600 рублей.

К слову, на разные скорее развлекательные, чем просветительские экскурсии (например, на сыроваренное производство, фабрику тортов), школьников возят и другие операторы, и там цены бывают еще выше. Но мы приведем примеры иного подхода.

Так, в Каменске-Уральском уже несколько лет действует программа "Живые уроки". Для детей экскурсии бесплатны, к примеру, на первый в России завод колокольного литья.

- Мы запустили этот проект в 2003-м. Надо было чем-то занять детей из летних лагерей, и городской музей придумал такую экскурсию, а мы согласились. К нам приезжают и взрослые - участники семинара пожарных или конференции железнодорожников. Всего около 4,5 тысячи посещений в год, - объясняет руководитель предприятия Николай Пятков. - В бизнес это можно было бы превратить, если бы нам удалось достроить музей. Но стройка пятый год заморожена…

Проект поддерживает муниципалитет, подписавший соответствующие договоры с крупными промпредприятиями.

- Дети живут в городе, но не представляют, как работают новые производства - по современным технологиям, на уникальном оборудовании. Больше всего их удивляет, что на заводах чисто, - рассказывает заместитель директора каменского музея Юлия Партина. - Трубная компания пускает детей даже на свой учебный полигон - мини-завод с тренажерами. Конечно, для них все это захватывающе. И, знаете, многие пересматривают свои карьерные планы, собираются осваивать рабочие профессии.

О рентабельности речи нет, проект существует за счет грантов, хотя, казалось бы, индустриальный туризм на промышленном Урале обречен на успех.

Дети не представляют, как работают новые производства - по современным технологиям, на уникальном оборудовании. Больше всего их удивляет, что на заводах чисто

- Сколько туристов нужно принимать ежемесячно, чтобы окупить затраты, особенно если объект находится в 300 километрах от Екатеринбурга? Кто поедет туда специально и обеспечит необходимый поток? - рассуждает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин.

Кроме финансовых возникают и другие препоны. Так, в Нижнем Тагиле администрация не смогла договориться о пропуске групп с режимными предприятиями. Зато в рамках проекта "Единая промышленная карта" школьники раз в год могут попасть в цех в Верхней Пышме, где льют золото, дважды в год уральская авиакомпания пускает на тренажеры "Боинга", на АЭС экскурсанты попадают в лабораторию, куда не допускается даже большая часть персонала АЭС. Для этого требуются согласования, которые длятся порой полтора месяца, но ничего невозможного нет.

- Свердловская область - передовик в этом плане. Мы работаем со 139 предприятиями, ни в одном другом регионе проект не реализуется настолько широко, - отмечает Вероника Пиджакова. - Рынок промышленного туризма сложен, но мы работаем.

В России появятся новые специальности

Если в негласном соревновании регионов лидирует Средний Урал, то флагман промышленного туризма среди предприятий УрФО - Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). По договоренности с мэрией здесь полгода назад начались регулярные экскурсии на промплощадку по четырем маршрутам с посещением доменного цеха и стана-5000. Цена экскурсии для детей "У папы на работе" - 200 рублей, для взрослых - 700-800. Комбинат обучил экскурсоводов, выпустил сувенирную продукцию, обеспечил удобную запись на сайте и даже создал места для эффектных селфи. Что касается рентабельности, то туризм для ММК не столько бизнес, сколько социальная ответственность и работа на имидж.

Посещают комбинат не только магнитогорцы, но и туристы со всей страны - отдыхающие на горнолыжных курортах.

- Что кроме музеев и театров может привлечь в Магнитогорске? Разумеется, наш комбинат - один из крупнейших в стране и в мире, именитый, с впечатляющей историей. Символ не только советского прошлого, но и современных преобразований. Эти маршруты разработаны для тех, кто интересуется историей нашей страны, кто хотел бы своими глазами увидеть масштаб металлургического производства в Магнитке, - отмечает гендиректор предприятия Павел Шиляев.

Туристы проходят инструктаж по технике безопасности, получают спецодежду, каску и наушники от радиогида, более того, в стоимость тура входит страховка.

- В нашем городе практически в каждой семье кто-нибудь трудится на комбинате. Но я, например, до сих пор ни разу здесь не была, - рассказала "РГ" экскурсант Анастасия Захарченко. - Я рада, что смогла увидеть это грандиозное производство. Испытываю еще больше уважения к комбинату и гордость за рабочих Магнитки, которые делают свою невероятную работу.

Промышленность Занятость Свердловская область Челябинская область Урал и Западная Сибирь