Екатеринбуржец Алексей приобрел на eBay фотоаппарат, но не дождался ни товара, ни возврата денег. Подал исковое заявление по месту своего жительства - в районный суд, просил взыскать с компании - владельца сайта стоимость аппарата, компенсировать моральный вред, заплатить штраф и судебные издержки. Но суд прекратил производство по делу, потому что, во-первых, ответчик находится вне его юрисдикции, во-вторых, истец, совершая покупку, присоединился к пользовательскому соглашению, где указано, что конфликты между пользователями и сайтом регулируются законодательством штата Юта, так что истцу со своей бедой надо обращаться туда.
Алексей оспорил решение в областном суде, коллегия которого не согласилась с выводами суда первой инстанции. Как говорится в определении, суды вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если ответчик через интернет привлекает российских потребителей, - и об этом свидетельствует русифицированный сайт торговой площадки.
Кроме того, ответчика не известили надлежащим образом: Кировский суд направил судебные извещения электронной почтой, но сведений о вручении ответчику искового заявления с нотариально заверенным переводом нет, электронные письма не содержат вложенных файлов. Возможно, ответчик даже не знал о процессе в российском суде. Извещение иностранных ответчиков регулируется Гаагской конвенцией 1965 года: райсуду надлежало обратиться в российский минюст с запросом о выполнении судебного поручения, но такое обращение Кировский суд не направил.
В итоге его решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Сколько времени пройдет до рассмотрения по существу, неизвестно, между тем Алексей оплатил покупку еще в начале прошлого года.
- Несмотря на растущее количество обращений по поводу нарушений прав потребителей интернет-магазинами, за последние два года поступило всего три жалобы на зарубежные торговые сайты, - рассказала "РГ" специалист управления Роспотребнадзора по Свердловской области Анна Ожиганова. - Американская компания - не поднадзорный нам субъект. В наших консультационных пунктах могут только дать потребителю советы по разрешению гражданско-правового спора с продавцом.
Надо сказать, что уральцы, регулярно использующие заморский ресурс, уже освоили претензионную работу.
- Бывало, товар надолго задерживали или не доставляли вообще, но возвращали деньги. Я как покупатель могу активно выразить свое недовольство - открыть спор, написать негативный отзыв. Все это напрямую влияет на рейтинг продавца, над которым те прямо-таки трясутся, потому что низкий рейтинг - это падение продаж, - рассказала екатеринбурженка Мария.
- Администрация площадки указывает, что предъявлять претензии надо через 30 дней после расчетной даты прибытия товара. Я не знал об этом. Два месяца напрасно ждал свою электронику. Когда очнулся, написал на сайт: мол, уважаемая администрация, знаю, что 45 дней прошли, но войдите в мое положение. Буквально через 1,5 часа мне ответили, что вопрос решен в мою пользу, а через две недели вернули деньги, - делится опытом другой клиент.
- Я пытался купить айфон, нарвался на мошенника, который исчез. Деньги удалось вернуть через чарджбэк своего банка - оспорить платеж. Главное - как можно скорее начать процедуру, грамотно оформить и предоставить банку все запрошенные им документы, - советует третий покупатель.