Кроме того, другие поставщики топлива на Украину могут в связи с этим поднять цены на свои ресурсы. Такое мнение выразил "РГ" директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов.
Минеральные продукты, включая нефть и нефтепродукты формируют 48,94 процента объема экспорта России на Украину, рассказывает эксперт. Получается, что каждый второй доллар из 9,5 миллиарда долларов, в которые по итогам прошлого года оценивается исходящий товарный поток, был обеспечен именно топливной составляющей.
"Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что сырой нефти Россия на Украину и так практически не поставляет: за прошлый год объем экспорта оценивается всего в 400 тысяч долларов. Для понимания значимости украинского рынка с точки зрения сбыта сырья укажу, что всего за год на экспорт было поставлено нефти на 129,05 миллиарда долларов", - пояснил Пахомов.
При этом украинская сторона, как и в случае с российским газом, выступает транзитером нефти и может закупать ее без поставочных контрактов (в прошлом году через территорию Украину транзитом прошло 13,3 миллиона тонн российской нефти). Таким образом, запрет на экспорт нефти в целом существенных проблем ни российским экспортерам, ни украинскому рынку не нанесет, считает Пахомов.
Куда более непростой выглядит ситуация с нефтепродуктами. Самая высокая доля поставок топлива на Украину - у Белоруссии, которая обеспечивает около 40 процентов импорта, еще 38 процентов - Россия, около десяти процентов - Литва (остаток приходится на разные страны), сообщала в прошлом году Нефтегазовая ассоциация Украины. Примечательно, что поставки из Белоруссии до конца прошлого года отчасти состояли из реэкспорта российского топлива, то есть на самом деле самая высокая доля приходилась на Россию.
По итогам прошлого года из России было поставлено топливо на Украину на сумму 2,06 миллиарда долларов, еще на 2,1 миллиарда долларов поставила Белоруссия, подтверждает Александр Пахомов. С учетом того что поставки по ценам внутреннего рынка топлива в Белоруссию для дальнейшего реэкспорта прекращены, белорусский бензин для рынка Украины может существенно подорожать.
Российское же топливо экспортировать формально не запрещено, но постановлением правительства устанавливается необходимость получения экспортером соответствующего разрешения Минэкономразвития РФ, что создает условия для сокращения или установления запрета на экспорт дизтоплива, бензина, кокса, каменного угля, пропана, бутана. "Это формирует достаточно серьезные риски для топливно-энергетического сектора Украины, хотя, надо признать, и риски снижения объемов экспорта российских компаний", - заключает эксперт.