20.04.2019 16:00
Общество

Академик Евгений Каблов рассказал об истоках создания ОДК

Текст:  Александр Емельяненков
Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов академик Евгений Каблов в эксклюзивном интервью "Российской газете" раскрыл потенциал нового авиадвигателя ПД-14 который устанавливают на первых МС-21 и готовят к международной сертификации.
/ пресс-служба ВИАМ
Читать на сайте RG.RU

А заодно - приоткрыл живую историю того, как и при каких обстоятельствах после развала 90-х рождалась Объединенная двигателестроительная корпорация.

Евгений Каблов. Началось все нестандартно и во многом неожиданно. Здесь, где мы говорим сейчас, 11 лет назад случился другой разговор. Тогда, в 2008-м, у нас в институте побывал председатель правительства России Владимир Путин, а с ним - глава Минпромторга Виктор Христенко.

Вдвоем?

В Сарове для ученых-ядерщиков сварили "камеру взаимодействия"

Евгений Каблов. Да. Владимир Владимирович поздоровался и говорит: "Вот, обещал приехать - приехал. Рассказывайте…". И я, как сумел, объяснил, что российскому авиапрому позарез нужен свой новый двигатель. И вкратце обрисовал, что это такое, какая сложная конструкция. Доложил, что у нас для литья лопаток турбины высокого давления разработаны технологии в 30 раз эффективнее американских. А когда упомянул про жаропрочные сплавы с рением, рутением, которые позволяют поднять температуру газа перед турбиной до 1900 К, он остановил меня вопросом: "А что же не внедряете?" - "Денег нет", - говорю. "А есть на что их тратить?" - "Есть. В Перми конструктор Александр Иноземцев создает новый газогенератор и базовый авиадвигатель на его основе ПД-14". - "Ну что тогда? - обратился президент к министру Христенко. - Виктор Борисович, готовьте предложения". Позадавал еще вопросы и уехал.

А самого Иноземцева при этом разговоре не было?

Евгений Каблов. Было, повторю, три человека - Путин, Христенко и я. Примерно через неделю мне позвонил Виктор Борисович Христенко и говорит: "Вчера в два часа ночи вышел от президента в Ново-Огареве. Владимир Владимирович подписал поручение о выделении 12,8 миллиарда рублей на создание нового газогенератора".

И вот когда случилось это решение, появились реальные деньги, их надо было отслеживать. Тогда и была создана Объединенная двигателестроительная корпорация.

Получается, ВИАМ не только центр фундаментальной и прикладной науки, но и центр кристаллизации - идей, организационных решений, инициатор большой и продуктивной научно-производственной кооперации?

Евгений Каблов. Выходит, так. Раньше, еще до визита к нам, президент Путин поддержал наши предложения по организации малотоннажных производств на базе института-разработчика. Для развития и повышения конкурентоспособности это момент чрезвычайно важный. Часто оказывается, что крупным предприятиям невыгодно осваивать выпуск инновационной продукции небольшими партиями, когда счет на килограммы или даже несколько тонн. Президент нас услышал и поддержал…

Заочно?

Евгений Каблов. Да. А когда приехал к нам, мы уже делом отчитались - показали уникальное производство по выпуску жаропрочных сплавов. Во многих отношениях они соответствуют лучшему зарубежному уровню, а в чем-то уже и превосходят…

Полностью интервью генерального директора ВИАМ академика Евгения Каблова публикуется в выпуске "Наука и технологии" и будет доступно на сайте "РГ" 22 апреля.

Вначале было слово, или как рождалась ОДК ВИАМ и новые материалы ВИАМ и аддитивные технологии ВИАМ и конструкторы / ВИАМ и производство
Наука Авиатранспорт Промышленность