23.04.2019 19:31
Культура

На ММКФ показали фильм "Эпидемия. Вонгозеро"

Грипп-мутант атакует человечество
Текст:  Алексей Литовченко
Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (7848)
На ММКФ показали фильм "Эпидемия. Вонгозеро", апокалиптическую фантастику по роману Яны Вагнер, выросшему из постов в "Живом Журнале". Фильм, по словам создателя Павла Костомарова, является приквелом к сериалу, который выйдет в конце года.
/ Предоставлено пресс-службой ММКФ
Читать на сайте RG.RU

Конец света. Население - от Токио до Нью-Йорка - стремительно сокращается. Из-за банального и оттого более страшного мутировавшего гриппа, который съедает человека за несколько дней и очень быстро распространяется. Москва оцеплена, всюду паника, мародерство, смерть и кромешный хаос.

ММКФ рассказывает о несовершенствах человеческой природы

Тем временем недалеко от Москвы в домике, обставленном на европейский манер, проживают Анна, ее муж и сын-аутист. По соседству в домике побогаче обитают жлоб-весельчак с атрофированным чувством такта, его беременная жена и дочка, трудный подросток с алкогольной зависимостью. У мужа Анны имеется отец, ученый-математик, который заявляется среди ночи: "Вы чего тут спите? Валить пора!". А также бывшая супруга и маленький сын, которых тот бросается выручать из агонизирующей столицы. И вот эта компания намыливает лыжи куда подальше, попутно выясняя отношения.

Александр Робак играет того же Самсонова из "Домашнего ареста", только дорвавшегося до больших денег. Марианна Спивак так же, как и в "Нелюбви", органично смотрится в роли стервозной дамы. Героиня, сыгранная Викторией Исаковой, образованная представительница среднего класса, ненавидит первого за его воинственное невежество и ревнует мужа ко второй, а та в свою очередь ненавидит ее. Этот тугой змеиный клубок драматургии извивается, громко шипя, классовая вражда и личная неприязнь накаляются, что уже само по себе увлекательно, так еще и апокалипсис дышит в затылок.

Экранизация от книги отличается: фильм заканчивается там, где книга только начинается. События развиваются более динамично, если не сказать - сумбурно, в ущерб реалистичности, которая была одним из главных достоинств романа. Текст Яны Вагнер подробно описывает, как под воздействием чудовищных обстоятельств люди постепенно теряют человеческий облик. Звереют, но не оскотиниваются. Стараются выжить, но не пересекают моральной границы. У Костомарова сразу возникает отряд милитаризированных бандитов, готовых стрелять, насиловать и грабить. Что добавляет остроты, подливает литр масла в костер драматургии, но делает картину похожей на русскую версию "Безумного Макса".

"Отец Ночь": латвийский фильм о Холокосте в программе ММКФ

Серьезных проблем у фильма не наблюдается. "Эпидемия. Вонгозеро" - проект мирового уровня, отлично написанный и исполненный, ни в чем не уступающий любым аналогам и достаточно самобытный. Мы ведь благодаря западному кинопрому привыкли, что апокалипсис - это в основном весело. Либо ходячие трупы, которым можно без угрызений совести крошить головы, либо антиутопия, и все происходит не здесь и не с нами. В данном случае речь идет о вполне вероятной угрозе, нависшей над родной нам землей. Над такими же, как мы, россиянами.

Ну а во-вторых, это только затравка для сериала, и если он будет таким, его стоит ждать с нетерпением. И радоваться очередному свидетельству того, что отечественная киноиндустрия крепчает. По крайней мере такой масштабной и бодрой, а главное, продуманной фантастики, за которую не то что не стыдно - гордость берет, мы еще не видели. И есть основания полагать, что это не единичная удача, а часть общей тенденции.

Наше кино