23.04.2019 20:06
Экономика

Какие перспективы откроет "Один пояс и один путь" для партнеров

Инициатива "Один пояс и один путь" отвечает стратегическим интересам России
Текст:  Ирина Дробышева
Российская газета - Спецвыпуск: Дыхание Китая №90 (7848)
Глобальная интеграционная инициатива "Один пояс и один путь", предложенная Китаем, отметила в сентябре 2018 года первые пять лет. Какие возможности она открыла для стран-партнеров, и насколько успешно Россия использует ее, в частности для опережающего развития Дальнего Востока?
/ https://roscongress.org/
Читать на сайте RG.RU

На вопросы "ДК" ответил заведующий Центром азиатско-тихоокеанских исследований Института истории ДВО РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Виктор Ларин.

Виктор Лаврентьевич, китайская сторона приводит впечатляющие цифры достижений за пять лет. Подписано 118 документов о сотрудничестве со 103 странами и международными организациями. Совокупный объем товарооборота КНР с партнерами достиг 5 триллионов долларов. Инвестиции в страны инициативы "Один пояс и один путь" превысили 70 миллиардов долларов. Насколько активно в этом была задействована Россия?

Виктор Ларин: Да, цифры впечатляют. Китайцы называют это инициативой, а я бы назвал "философия развития". С точки зрения стратегических интересов России участие в ней полезно, потому что ее главная цель - формирование развивающегося, стабильного и безопасного евразийского континента. Тем самым Китай обеспечивает свое будущее в глобальном мире. Некоторые эксперты считают "Один пояс и один путь" экономическим проектом, но, на мой взгляд, по своей сути он прежде всего стратегический.

На полях ПМЭФ-2019 пройдет II Российско-Китайский энергетический бизнес-форум

За пределами Евразии влиять на будущее развитие человечества может только Америка (США), остальные ключевые игроки сосредоточены практически на евразийском континенте. Решая задачи его экономического развития, прежде всего в своих интересах, КНР способствует и развитию территорий по периметру страны. А повышение политической и социальной стабильности в Центральной, Южной и Юго-Западной Азии повышает уровень безопасности Китая.

Со стратегической точки зрения это и в интересах России. Но, на мой взгляд, наша страна пока находится в стороне, серьезных экономических проектов в рамках этой инициативы у нас не реализуется. Другое дело - страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, где запущена целая серия экономических проектов. Так, в Пакистане Китай вкладывает огромные деньги в развитие Гвадара - маленького городка на берегу Аравийского моря. Поставлена задача - создать здесь глубоководный порт-хаб мощностью переработки в десять раз больше нынешних объемов. Причем деньги выделяются и на развитие самого города, его коммунальной и социальной инфраструктуры.

В следующей пятилетке Китай продолжит создавать в странах-участницах инициативы зоны торгово-экономического сотрудничества. К настоящему времени их 82, суммарный объем инвестиций - без малого 29 миллиардов долларов. Открыто 4 тысячи предприятий, создано 244 тысячи новых рабочих мест. А что в России?

Виктор Ларин: В прошлом году я был в Международном центре приграничного сотрудничества (МЦПС) "Хоргос" на границе с Казахстаном, созданном в 2017 году. Зашел туда со стороны КНР, оформление визы не потребовалось. Промышленных предприятий создано немного, пока это больше зона торговли, но она развивается.

А у нас по-прежнему все в зародыше. В прошлом году было заявлено о планах создать в районе пунктов пропуска Пограничный (Приморье) и Суйфэньхэ (КНР) трансграничную территорию опережающего развития. Общие инвестиции в проект могут составить около 2 миллиардов долларов. По сути, это та же зона торгово-экономического сотрудничества. Приморский бизнес при поддержке краевых властей пытался создать такую зону еще 20 лет назад. Реализовать проект не удалось: федеральная власть с опаской отнеслась тогда к столь смелой идее, хотя и не лишала надежды, и большую часть средств, и немалых, в запуск первой очереди вложили именно китайские инвесторы. А дальше дело не пошло. Надеюсь, на этот раз все получится. Пока не вижу особой активности китайского капитала, думаю, отпугивают негативные примеры. Вот совсем свежий: ситуация со строительством завода по розливу питьевой воды на Байкале. Вроде все необходимые разрешения были получены, а теперь вдруг возникли вопросы. Так что позитивных примеров пока мало.

А что с проектами в сфере транспорта и логистики? Китай ведет строительство сухопутных и морских торговых путей "Нового шелкового пути" более чем в 60 странах Азии, Европы и Африки. За пять лет новые железнодорожные грузовые маршруты связали 48 китайских мегаполисов с 42 городами в 14 странах Европы. И наша страна объявила транспортно-логистическое обеспечение международной торговли одним из приоритетов опережающего развития Дальнего Востока.

Виктор Ларин: Транспортная сеть - безусловный приоритет. Тут можно вспомнить блестящий пример более чем столетней давности, когда начали строить КВЖД. Сначала появилось огромное количество предприятий, обеспечивающих само строительство, а потом и жизнь вокруг железной дороги. И сейчас китайцы строят дороги, автомобильные и железнодорожные и морские пути, а вокруг создается новая экономика.

Изменение темпа жизни, развитие интернет-торговли задают новые требования к перевозкам. Транзит грузов, в том числе китайских, через нашу страну растет. В связи с этим можно упомянуть Транспортную группу FESCO, которая успешно развивает интермодальный сервис, задействовав и наши порты, и ДВЖД. Отработав технологии ускоренной перевозки по маршруту Шанхай - Москва, компания распространила ее на перевозки из Кореи в Москву и Санкт-Петербург, из портов Японии в Москву. И таких примеров должно быть как можно больше.

Объем внешней торговли провинции Хайнань вырос почти на половину всего за год

Китай интересуют не только перевозка грузов из Китая в Европу, но и внутрирегиональный транзит через наши порты - из одной провинции КНР в другую, а также в соседние страны. Нам надо активизировать работу на этом направлении, а мы непозволительно долго раскачиваемся с полноценным запуском международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". Если мы действительно хотим интегрироваться в экономику стран АТР, надо быстрее модернизировать и расширять порты, пункты пропуска, автомобильную и железнодорожную инфраструктуру, максимально упростить процедуры для транзитных грузов.

Вписывается ли, на ваш взгляд, программа опережающего развития Дальнего Востока в китайскую инициативу "Один пояс и один путь"?

Виктор Ларин: В КНР не раз, ссылаясь на слова лидера Си Цзиньпина, подчеркивали, что "конечная цель "Одного пояса и одного пути" - дать новые возможности для здоровой экономической глобализации". Все, кто хочет и умеет, пользуются китайскими деньгами и проектами, рабочей силой. Главная задача России - понять, как использовать эту инициативу в наших интересах. Нужно больше работать в этом направлении, серьезнее к этому относиться. В частности, я вижу хорошие перспективы для экспорта в Китай экологически чистой сельхозпродукции, которую можно выращивать и производить в Сибири и на Дальнем Востоке. И повторю то, с чего начал: формирование развивающегося, стабильного и безопасного евразийского континента в интересах и России, и Китая.

ВЭД