По словам начальника управления городского пассажирского транспорта ДГХ мэрии Ярославля Сергея Волканевского, в областном центре сейчас действует 104 маршрута автобусов, троллейбусов и трамваев, из них 72 - с регулируемыми тарифами, которые устанавливает областной департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов, и 32 - с нерегулируемыми, то есть это так называемые маршрутки, владельцы которых с 2016 года получили право устанавливать цену за проезд самостоятельно, если они не получают бюджетного софинансирования.
В часы пик, по данным ярославской мэрии, на дороги столицы Золотого кольца выезжают 815 единиц пассажирского транспорта всех видов. Львиную долю в этой массе (69 процентов) занимают частные автобусы средней и малой вместимости, то есть, как правило, ПАЗы и микроавтобусы, треть из которых уже работают по регулируемому тарифу. Больших муниципальных автобусов - 16 процентов, троллейбусов и трамваев - 15 процентов от общего выпуска.
По цифрам статистики видно, что доля двух транспортных предприятий с 100-процентным участием города - "ПАТП-1" и "Яргорэлектротранс" - в обеспечении пассажирских перевозок заметно скромнее, чем доля частников. Несмотря на то что у последних проезд стоит 26 рублей, а у муниципалов - 23 (с компенсацией выпадающих доходов из бюджета), оба предприятия испытывают экономические трудности. Одна из причин которых, по мнению специалистов-транспортников, - дублирование маршрутов. Избавиться от этого дублирования, полагают власти, поможет оптимизация маршрутной сети.
- Мероприятия запланированы на 2019 год, а непосредственное внедрение оптимизированной сети начнется в начале 2020-го, - сообщил Сергей Волканевский. - Эта работа проводится совместно с областным департаментом транспорта. Сформирована рабочая группа, составлена "дорожная карта". Наша задача - обследование пассажиропотоков, формирование новой маршрутной сети, исключающей необоснованное дублирование, максимально эффективное распределение подвижного состава. Будет проработана экономика каждого маршрута, чтобы снизить потери перевозчиков и конкуренцию между ними, которая приводит к тому, что некоторые из них не заинтересованы в выполнении муниципального заказа, расписания движения, а лишь стремятся собрать побольше пассажиров и выручки.
По словам Волканевского, начнут действовать единые правила для всех участников рынка, нерегулируемые маршруты будут переводиться в регулируемые. Кроме того, ради качества и безопасности перевозок планируется пересмотреть вид подвижного состава, "чтобы он максимально соответствовал той потребности, которую выражают жители города в части доступности и вместимости". То есть в приоритете будут большегрузные автобусы.
Однако эти планы повергли частных ярославских перевозчиков в шок. С 2010 года в Ярославле трудится шестой по счету мэр, и каждый градоначальник вносил свою лепту в совершенствование работы городского пассажирского транспорта. Особенно кардинально и креативно подошел к этому делу предыдущий мэр Владимир Слепцов, пожелавший, чтобы по городу ездили не белые, а красные автобусы, причем с двигателями стандарта "Евро-5".
- К 1000-летию Ярославля, которое отмечалось в 2010 году, мы полностью обновили подвижной состав. В 2014-м прошли конкурсы, по итогам которых мы тоже поменяли свой парк автобусов. В 2017 году мэр Слепцов подписал с перевозчиками соглашение о том, что мы меняем автобусы на красные и с "Евро-5", и нам по итогам конкурсов выдали свидетельства на перевозку пассажиров сроком на семь лет. Многие, поверив власти, брали новые автобусы в лизинг и кредит, сейчас все в долгах. И вдруг опять меняются правила игры. Нам давали гарантии, а теперь они ничего не значат и власть от них открещивается. Как же так? - недоумевает индивидуальный предприниматель Светлана Орлова.
Перевозчики не без основания опасаются, что новые конкурсы не выиграют - могут не подойти под требования, если будет сделана ставка на автобусы большой вместимости. Не наберут нужных баллов и их "старые" двух- и трехлетние красные ПАЗы. Мэр, дававший перевозчикам гарантии, давно руководит другим городом, чиновник, чья подпись стоит под гарантийными письмами, тоже в мэрии больше не работает. А новые власти заявили, что комментировать подписанные им документы не могут. В общем, бумажку можно выбросить...
- Для исследования пассажиропотока и формирования новой маршрутной сети привлечен московский проектный институт, но результатов его работы пока нет. Мы не торопимся начинать реформу? - задался вопросом руководитель Ярославского союза профессиональных перевозчиков Александр Болтовнин. - У нас нет никакого материала, обосновывающего необходимость реформ. Каков будет механизм перехода? Конкурсы? Общие фразы мы уже не раз слышали. Я внимательно слежу за тем, что происходит в других регионах: кроме Москвы, Московской области и частично Казани, везде подобные реформы закончились провалом.
По мнению эксперта, немало подводных камней таит в себе и перевод всех на работу по регулируемому тарифу. То есть вариант, при котором для маршруток тариф тоже будет устанавливать областной департамент, а компенсировать разницу между фактической стоимостью билета и реальными расходами, а также перевозку льготников - бюджет.
- Я понимаю, что надо спасать муниципальные предприятия, но, переведя всех на единый вид перевозок, можно, наоборот, ухудшить их положение, потому что бюджетный пирог будет делиться тогда не на несколько предприятий, а на все, - поясняет Александр Болтовнин.
Екатерина Галеева, и. о. директора департамента транспорта Ярославской области:
- Новая транспортная модель подразумевает работу перевозчиков по госконтрактам. Но они становятся регулируемыми. Перевозчики, работающие добросовестно, без нарушений, получают плату за выполненную работу. Сейчас ситуация выглядит иначе. Маршруты, обслуживаемые нерегулируемым сектором, неподконтрольны. Поэтому основная наша цель - навести прядок, чтобы иметь возможность отслеживать работу перевозчиков.