Причем рост отмечается и без учета "локомотива" последних лет - страхования жизни. Позитивную динамику рынка обеспечил высокий спрос россиян на кредиты, который отразился в росте страхования от несчастных случаев и болезней и автострахования.
Объем страховых премий составил 1,5 триллиона рублей. Темпы прироста добровольных видов страхования ускорились до 19 процентов (11,9 процента годом ранее), в результате их доля достигла 83 процента совокупных взносов. Динамика по обязательным видам страхования сменилась с негативной на позитивную (рост на 1,9 процента против минус 5 процентов годом ранее).
Это связано в том числе с качественными изменениями в сегменте ОСАГО. После продолжительной стагнации число заключенных договоров по ОСАГО в 2018 году увеличилось, что регулятор связывает с пресечением недобросовестного поведения отдельных участников рынка, развитием интернет-продаж и стабилизацией убыточности.
В Национальном рейтинговом агентстве отмечают, что острый этап кризиса в сегменте ОСАГО пройден, но ситуация далека от идеальной. Треть страховщиков имеют коэффициент выплат 77 процентов и выше, около 20 регионов остаются в "красной зоне". Первый этап либерализации тарифов в 2019 году, как полагают аналитики, приведет к росту конкуренции за прибыльные сегменты, вырастет риск демпинга. Увеличение тарифов ожидается в убыточных регионах.
Наибольший вклад в рост страхового рынка продолжает вносить страхование жизни (60,2 процента совокупного прироста взносов). Размер страховой премии на душу населения за год увеличился на 15,6 процента, до 10,1 тысячи рублей, из них на страхование жизни приходится 3,1 тысячи.
Основную долю активов страховщиков составляют депозиты (21,5 процента), за год она сократилась на 2,8 процентного пункта. Также снизилась доля вложений в корпоративные облигации (до 20,5 процента от активов). А вот доля государственных и муниципальных облигаций выросла до почти 20 процентов, что связано в том числе с увеличением взносов по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), для него такие вложения являются базовыми.
Банк России намерен изменить подход к оценке и учету активов страховых компаний при расчете собственных средств, а также взвешиванию рисков по ним. Также предполагается ограничить вложения страховщиков на одного контрагента 10 процентами, рассказал директор департамента страхового рынка ЦБ РФ Филипп Габуния.
- Сегодня у нас построено регулирование таким образом, что мы учитываем только страховые обязательства, а иные обязательства не учитываются, - отметил он. - Это порождает в ряде случаев диспропорции, когда активов вроде как хватает на исполнение страховых обязательств, но существуют еще иные обязательства, например заемное финансирование, на исполнение которых денег нет. А так как баланс единый, это все создает угрозу того, что обязательства перед клиентами могут быть не исполнены.
Регулятор также выделил активы, стоимость которых при расчете капитала будет оцениваться как нулевая. Это отдельные виды дебиторской задолженности, неторгуемые акции, субординированные депозиты и др. Как пояснил Габуния, покупать такие активы страховщики смогут, а использовать их для исполнения обязательств перед клиентами - нет.
Количество страховых компаний на рынке продолжает сокращаться, основная причина отзыва лицензий - добровольный уход компаний с рынка, в том числе в связи с реорганизацией. Концентрация отрасли в 2018 году увеличилась незначительно. Как отмечают в ЦБ РФ, в ближайшие три года возможен более серьезный рост концентрации в связи с объединением участников, в том числе с целью выполнения новых требований к минимальному размеру уставного капитала.
Несмотря на сужение рынка с точки зрения количества игроков, сами страховщики отмечают, что конкуренция только усиливается.
- Теперь лидерство определяет скорость внедрения изменений и возможность адаптации компании к новым трендам, работа с инновационными решениями и операционная эффективность, - полагает генеральный директор СК "Уралсиб Страхование" и "Уралсиб Жизнь" Мария Мальковская. - Требования к страховым компаниям растут с каждым годом как со стороны регулятора, так и со стороны клиентов. Те, кто выдержат эту гонку и смогут изменить модель взаимодействия с клиентом, достигнут хороших результатов.
С тем, что уровень конкуренции на российском страховом рынке высокий, согласился и заместитель генерального директора, директор по розничному страхованию "АльфаСтрахование" Александр Горин. По его словам, у первой десятки страховщиков 80 процентов рынка, но эта десятка в разных видах страхования разная.
- Конкуренция сильно давит на маржинальность страховых продуктов. Были периоды, когда различные сегменты рынка становились низкомаржинальными или вообще уходили в минус, - рассказал Александр Горин. - Прошлогодние прибыли страховщиков были достигнуты в большей степени в результате инвестиционной политики и переоценки рубля, хотя очищение рынка ОСАГО от недобросовестных страховщиков и сокращение автоюризма помогло несколько улучшить финансовый результат компаний.
Для большинства страховщиков год оказался удачным. Чистая прибыль страховых компаний выросла почти в 2 раза. В этом году, как прогнозируют участники рынка, темпы роста будут замедляться, и вряд ли мы увидим очередной рекорд по росту.
- Произошло насыщение клиентской базы, те, кто ранее отказывался от страхования, вновь приобрели полисы, а новые клиенты вовлекаются в страхование не так быстро, - отметила Мария Мальковская. - Тем не менее культура страхования растет, и динамика рынка будет положительной. Поддерживать рынок будет текущий драйвер, страхование жизни, а также страхование от несчастных случаев. Мы также ожидаем рост за счет коробочных решений, которые становятся все более востребованы у клиентов. Страховые компании продолжат адаптировать свои продуктовые предложения, модифицировать программы инвестиционного страхования жизни и развивать долгосрочные накопительные полисы.
- Никаких особых драйверов роста нет. Экономика не растет, поэтому мы не видим особого роста и в страховании, - отметил Александр Горин. - Те же продажи новых машин, которые стимулировали рост каско в 2018 году, в первые два месяца 2019 года упали. За первый квартал есть рост, но, по нашим ощущениям и ощущениям наших партнеров, дело скорее в методиках подсчета. Мы рост не видим.
По ОСАГО та же ситуация: сейчас идет перераспределение премий по стране, но более рыночными методами. Заработала система тарифного коридора, конкуренция огромная.
- Мы надеемся, что в результате всех этих мер по либерализации и оптимизации тарифа мы хотя бы выйдем в более справедливую цену, которая станет выше для плохих водителей и в сложных территориях, - сказал Александр Горин. - Но общего роста по рынку от этого не произойдет.
В разрезе каналов продаж в прошлом году драйвером роста стали розничные продажи через банки. Банковский канал вытесняет остальные, на него приходится уже более половины посреднических продаж. Объем премий, полученных с помощью кредитных организаций, вырос на 156,5 миллиарда рублей при общем росте продаж через посредников на 135 миллиардов рублей.
Интернет-канал развивается в основном благодаря е-ОСАГО, но в розничных видах его потенциал предполагает многократный темп роста в ближайшие 2-3 года, отмечают в НРА. Традиционный агентский канал потерял в 2018 году 37,5 миллиарда премий, и эта тенденция сохранится, полагают аналитики.
Проблемными сегментами рынка остаются страхование ответственности туроператоров, страхование застройщиков. Положительные сдвиги наметились в сегменте сельскохозяйственного страхования. На рынке появились новые продукты, в числе которых - страхование ответственности владельцев дронов, страхование пассажиров от задержки авиарейса с моментальным урегулированием убытков, страхование киберрисков для физических лиц.
-Мы планируем в этом году сделать упор на развитие страховых решений для малого и среднего бизнеса, - рассказала Мария Мальковская. -У нас уже сейчас есть несколько готовых продуктовых решений, которые хорошо себя зарекомендовали. Мы видим хороший потенциал в этой нише, потому что постепенно этот сегмент бизнеса оживает, кредитование малого и среднего бизнеса растет, а вместе с этим увеличивается интерес к защите своих активов, сотрудников, ответственности. При этом часто малому или даже микробизнесу не нужны сложные продукты с каким-то особенным андеррайтингом, им достаточно хорошо собранной "коробки". Именно такие продукты мы и планируем запускать в ближайшее время.
В розничном сегменте компания будет фокусироваться больше на развитии дополнительных сервисах, чем принципиально новых продуктах.
Александр Горин выделил в качестве перспективного направления развития экономичные продукты каско. Проникновение добровольных полисов среди купивших ОСАГО сейчас небольшое, в период кризиса этот уровень снизился. Чтобы большее количество людей покупало каско, продукты должны быть разнообразнее и отвечать новым требованиям клиентов.
- Мы продолжаем работу в этом направлении, - рассказал Александр Горин. - Также мы видим большой потенциал в продуктах с ограниченным покрытием и периодом действия, когда страхователь может включать и выключать страховую защиту в зависимости от необходимости в ней.