По правилам и нормам
Расширение доступа к закупкам крупнейших заказчиков - это, по сути, залог развития многих сегментов бизнеса. Неслучайно такое направление включено в национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Большие предприятия, госкорпорации действуют в соответствии с 223-ФЗ и постановлением правительства РФ № 1352 - 18 процентов товаров и услуг они должны приобрести у малого и среднего бизнеса. Если заказчик допустит нарушение правил, то с начала следующего года ему придется проводить закупки по значительно более строгому 44-ФЗ. И этого условия достаточно, чтобы свести к минимуму число проштрафившихся.
Казалось бы, небольшим компаниям дан зеленый свет. Тем не менее они далеко не всегда могут самостоятельно разобраться в тонкостях закупочных процедур и стать поставщиками, соответствующими требованиям крупнейших заказчиков.
- Принимать участие в закупках непросто. Существует ряд подводных камней для бизнесменов. Это высокие требования к характеристикам товара, например, к сроку годности, к персоналу и деловой репутации. Именно поэтому необходимо постоянно заниматься обучением кадров, набираться опыта, взаимодействовать с Федеральной антимонопольной службой, - объяснил на прошедшем в Хабаровске семинаре для малого бизнеса по участию в закупках крупнейших заказчиков руководитель комитета по развитию закупок совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края Илья Немиш.
В помощь "малышам" создан специализированный портал "Бизнес-навигатор".
- Он предоставляет возможность проверить контрагента, рассчитать бизнес-план и рыночную нишу, подобрать в аренду помещение. Кроме того, площадка позволяет осуществить поиск актуальных закупок крупных заказчиков в конкретном городе, найти банк, где можно взять кредит под гарантию Корпорации МСП, узнать о мерах поддержки малого и среднего бизнеса, - перечислил консультант корпорации Сергей Пакулов.
А программа "Выращивание" призвана сделать из компаний, совершающих первые и зачастую неуклюжие шаги на рынке закупок, полноправных партнеров мощных корпораций.
- Специалисты будут консультировать приморских предпринимателей, помогать в оформлении конкурсной документации, подбирать закупки для возможного участия. То есть окажут индивидуальное, точечное сопровождение, - отметил заместитель директора департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края Сергей Дмитриенко. - Мы планируем, что уже в 2019 году такие услуги начнут предоставлять бесплатно.
Счет на миллиарды
Приложенные усилия не пропадают даром - объем закупок, совершенных у малого бизнеса, растет.
- В целом по России по итогам 2018 года он составил 3,058 триллиона рублей при расширении номенклатуры до 362 тысяч позиций, - сообщил генеральный директор Корпорации МСП Александр Браверман.
Для сравнения - в 2017 году было 2,098 триллиона рублей и 161,7 тысячи позиций.
При этом обеспечение доступа к закупкам на территории ДФО корпорация выделяет в отдельное направление работы с поставщиками. Последние приобрели у дальневосточных субъектов МСП товары и услуги в 2016 году на 39,78 миллиарда рублей, а в 2018-м - уже на 102,27 миллиарда.
Например, в Сахалинской области объем закупок у малого и среднего бизнеса за прошлый год увеличился в четыре раза по сравнению с показателями 2017 года и достиг восьми миллиардов рублей. Крупнейшие заказчики Хабаровского края приобрели в 2018 году у небольших компаний товары и услуги почти на 30 миллиардов рублей. Власти, правда, считают, что могло быть и больше. В общем-то, стремиться есть к чему.
Что купить у "малыша"?
Обеспечить равноправный доступ к госзаказу можно, если уточнить сферы, в которых малый бизнес будет приоритетным исполнителем. Другими словами, предприниматель должен иметь возможность без лишней конкуренции с "монстрами" экономики выполнить задание по силам. А по силам ему очень многое, что признают и сами заказчики.
- На предприятии МСП может быть занято до 250 человек, оборот такой компании иногда достигает серьезных сумм, - замечает Николай Третьяк, начальник отдела подготовки и проведения торгов ООО "Транснефть - Дальний Восток". - Понятно, что, например, ремонт высокотехнологичного оборудования можно доверить лишь квалифицированным специалистам из фирмы, соответствующей определенным критериям, обладающей соответствующими технологиями и аппаратурой. Этот принцип - в приоритете. А уж к какому сегменту бизнеса относится партнер - дело десятое.
В прошлом году свыше 63 процентов всего объема закупок дальневосточная дочка ПАО "Транснефть" совершила у субъектов МСП. Еще раз: не 18 процентов, которые полагаются по закону, а 63. Цифры показательные. При этом доля закупок, проводимых предприятием только у малого и среднего бизнеса, превысила 47 процентов (норматив, кстати, - 15).
Что может производственный или транспортный гигант купить у небольшой фирмы?
- Мы приобретаем у малого бизнеса многое: запасные части к транспортным средствам и спецтехнике, электротехническое оборудование, работы по формированию технических планов, - рассказывает Третьяк.
Игра на своем поле
Есть, правда, один нюанс.
- Значительная диспропорция между количеством товаров и услуг, которые закупают компании, и долей участия в этом процессе малого и среднего бизнеса не устраивает Хабаровский край, - выразил озабоченность на недавней встрече с предпринимателями и представителями корпораций Юрий Чайка, министр инвестиционного развития и предпринимательства субъекта.
Любые региональные правительства остро заинтересованы в том, чтобы на вверенной им территории в конкурсах на поставку товаров и услуг для крупного бизнеса побеждали местные предприятия.
Власти, конечно, можно понять. Ведь компании платят налоги в данном регионе, дают работу его жителям. Но и единое экономическое пространство в стране никто не отменял. Невозможно выставить условие: в этой закупке, мол, будут участвовать только хабаровские предприниматели. Что мешает предложить свои услуги бизнесмену, например, из Еврейской автономии? В закупочных процедурах корпораций на территории Дальнего Востока участвуют представители самых разных субъектов - от Ленинградской до Сахалинской областей.
Вышесказанное в большей степени касается, конечно, товаров. Зато услуги - практически всегда прерогатива местного бизнеса. Его преимущество на этом поле перед компаниями из других регионов неоспоримо. Если требуется ремонт автомобильной спецтехники, предприятие не отправит машину за этим из Амурской области в Калининград. А медицинское обслуживание работников не будет выполнять компания из Москвы.
АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" прогнозирует, что в Дальневосточном федеральном округе в 2019 году объем закупок должен превысить 137 миллиардов рублей. Это на 50 процентов больше, чем в 2017-м.