Преподобная Евфросиния - таково монашеское имя княгини Евдокии, жены московского князя Дмитрия Донского - скорая помощница в отчаянии, в безвыходных ситуациях. Личность княгини Евдокии уникальна, история ее жизни тянет ни на один сериал, но сегодня - об уроке мудрости от святой. Важном уроке в эпоху повальной ярмарки тщеславия, развернувшейся в соцсетях под лозунгом "главнее слыть, чем быть".
Во время исследования мощей княгини уже в XXI веке было установлено, что умерла Евфросиния в возрасте около 55 лет, ее рост равнялся 155 см, прижизненных травм и вредных накоплений в костных тканях не было. Последний факт важен: отсутствие на мощах следов свинца, ртути и мышьяка, входивших в состав косметики того времени, - редкий случай среди женских останков кремлевского некрополя, и он служит зримым доказательством праведности княгини. Ведь был момент, когда благочестие Евдокии подвергалось сомнению. Вот как об этом рассказывает летопись.
После смерти великого князя Дмитрия Донского, оставившего супруге более 30 волостей и слобод и свыше 20 крупных сел, Евдокия вела хозяйственные дела столь успешно, что по городу поползли слухи: княгиня живет во вдовстве "нечестно". Народ можно понять: по обычаю того времени после кончины князя вдова должна была принять постриг и отойти от дел, тем более что старшему сыну Василию уже восемнадцать. По словам жития, "смутились теми слухами о нечестном вдовстве и сыновья Евдокии". Тогда, видя сыновье смущенье, княгиня вызвала их к себе и раскрыла перед детьми роскошные княжеские одежды, показав им "свою иссохшую, увешанную веригами грудь" - свидетельство принятия тайного монашеского обета и его соблюдения. "Узнайте, дети мои, истину, и да не смущают вас несправедливые обо мне клеветы".
Дети, увидев "очернелое от трудов тело, прильнувшую к костям плоть, испросили прощения у матери". А Евдокия ответила: "Не верьте внешнему, один Бог есть судья дел человеческих". "Тратишь жизнь на внешнее? А кого хочешь обмануть? Людей? Бога ты внешним не обманешь, потому украшай свое сердце делами добра. Только это и стоит времени и твоей жизни", - учил еще один святой.