24.09.2019 09:47
Спорт

Соавтор главных побед

Патриарху русского хоккея Альберту Поморцеву - 80
Текст:  Валерий Раджабли
/ Пресс-служба ФХМР
Читать на сайте RG.RU

Перед стартом нового сезона давний друг нашей газеты Альберт Поморцев, занимавший высокие должности в спорткомитетах СССР и России и много лет возглавлявший международную и отечественную федерации хоккея с мячом, вспомнил интересные эпизоды своей биографии.

ххх

Узнав о проведении в 1957 году в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов, мне захотелось попасть на него во что бы то ни стало. Акробатический коллектив, в котором я выступал, состоял из 13 человек. С нами работал замечательный педагог, создавший оригинальную программу, и не случайно мы опередили на конкурсе в Кузбассе всех остальных претендентов на поездку в столицу.

В ожидании фестиваля мы с большим успехом демонстрировали свои таланты на разных подмостках, как сообщают, что на фестиваль не поедем из-за слишком большого количества участников команды. Мол, обойдетесь слишком дорого. Ребята долго не могли поверить, что они не увидят Москву, а я, до сих пор испытываю разочарование, вспоминая эту историю.

ххх

Вместе со своим другом, тоже студентом, я играл в хоккей за производственный коллектив - завод "Кузбассэлектромотор", причем оба были вратарями примерно одного уровня. Поэтому тренеру каждый раз приходилось решать непростую задачу: кому сегодня доверить место в воротах, и он нашел выход, придумал бежать спринт в … хоккейной площадке. Меня такой расклад полностью устраивал, ведь я входил в молодежную областную сборную по легкой атлетике. Будучи шустрее своего оппонента, я стабильно его опережал, получая в качестве награды право сыграть на последнем рубеже. Такими были мои первые шаги в русском хоккее.

ххх

В это сложно поверить, но во второй половине прошлого века первенство Кемеровской области по хоккею с мячом собирало десятки команд, разделенные на три группы. В первую входили города с населением не менее 100 тысяч жителей, во вторую города с населением от 50 тысяч и также сильнейшие определялись среди сельских районов. Во всех группах борьба за победу велась отчаянная, хотя условия для проведения соревнований оставляли желать, мягко говоря, лучшего.

Например, наша школьная команда, которая была единственной, выступавшей на первенство сельского района наряду с коллективами, составленными из взрослых игроков, добиралась на матчи в товарных вагонах, когда дорога занимала порой несколько часов в один конец. Не лучше обстояло дело с экипировкой, когда защитные щитки заменяли … книги, размещенные на коленях, локтях и других частях тела, а вратари защищали ворота в тонких кожаных перчатках. Вот и вся амуниция, и, тем не менее, от желающих играть в хоккейной команде не было отбоя. Это было прекрасное время, ведь приобретенная в юношеские годы спортивная закалка не раз выручала меня во взрослой жизни.

ххх

В 1975 году меня назначили начальником Управления зимних видов спорта в спорткомитете СССР, и я много времени проводил на горном курорте в Бакуриани, где на лыжероллерной трассе готовились к Белой Олимпиаде-76 гонщики. Однажды я запланировал провести собрание с участием всех лыжников, и в тот же день меня срочно вызвали в Москву на совещание. В итоге у спортсменов сорвались тренировки и уже после завершения Игр в Инсбруке лыжник Иван Гаранин, занявший третье место в марафоне, на полном серьезе при всех заявил, что мог бы выступить лучше, и даже победить, не сними его тогда мы с тренировки в Бакуриани, когда на лыжероллерной трассе он не добежал до финиша 7 километров. Все, конечно, посмеялись, но этот случай говорит о том, как серьезно спортсмены тогда относились к основным стартам.

ххх

С одной стороны спортивным функционерам работалось спокойно в советский период потому, что не существовало проблем с финансированием на всех уровнях. Вместе с тем серьезные провалы нередко приводили к отставкам. Важный момент: в 60-80-е годы прошлого века руководители всесоюзного спорткомитета находились в курсе проблем всех национальных команд благодаря постоянным контактам с тренерским составом. Ведь они часто приезжали на тренировочные базы и знали всех сборников в лицо.

Кстати, в период работы в комсомоле и спорткомитете Кемеровской области я проводил в командировках до 270 дней в году. Это считалось нормой, а на тех, кто ее не набирал, смотрели косо. Не сочтите за пафос, это и был государственный подход к развитию физической культуры в стране и спорту высших достижений. Сейчас, мне кажется, все гораздо проще и как следствие - обидное снижение результатов во многих олимпийских видах. Более того, мне кажется, что многие президенты федераций и главные тренеры сборных команд не слишком переживают провалы, будучи уверены в том, что они в любом случае останутся на своих местах. И это плохо.

ххх

Каждый человек попадает в непредвиденные ситуации, и я не стал исключением. Дело было в 1975 году в Лужниках, где матчем между "Динамо" и "Спартаком" стартовал очередной чемпионат страны по хоккею с шайбой. Я производил символическое вбрасывание на пару с возглавлявшим федерацию по этому виду спорта летчиком-испытателем Героем Советского Союза Георгием Мосоловым. Возвращаясь на трибуну, услышал как председатель ЦС "Динамо" Петр Богданов то ли в шутку, то ли всерьез спросил председателя спорткомитета СССР Сергея Павлова: "А вы знаете, что Поморцев у нас спартаковский фанат?" Тот симпатизировал бело-голубым и ответил: "Да не может быть, он нейтральный человек". Я ответил, что это было давно и надо же такому случиться, что за 20 секунд до финальной сирены при счете 3:3 красно-белые забросили решающую шайбу, в ситуации, когда ошибся судья Наум Резников.

Не сдержав эмоций, я вскочил с места, приветствуя победу спартаковцев, как вдруг почувствовал сильнейший удар по ноге. Это постарался заместитель Павлова Валентин Сыч, прохрипевший: "Альберт, ты что творишь? Зачем вскочил, ничего не соображаешь?!" А Богданов после игры поддел меня, сказав Павлову: "Видели, как Поморцев радовался победе "Спартака"? Этот урок я запомнил на всю жизнь.

ххх

Намного больше неприятностей доставил мне Кубок Канады по хоккею с шайбой в 1976 году, когда мы неожиданно для многих заняли только третье место, пропустив вперед хозяев льда и сборную Чехословакии. Я был руководителем советской делегации и мы отправились за океан с новым тренерским штабом по главе с Виктором Тихоновым и в экспериментальном составе. Уже на месте выяснилось, что сами того не ведая мы сильно обидели принимающую сторону, ведь многие болельщики купили билеты ради финала Канада - СССР. Но он не состоялся в том числе из-за необъективного судейства нашего матча с чехами. Я даже сделал заявление, что мы можем покинуть Кубок Канады раньше времени.

Ситуация накалилась после того, как канадский премьер-министр Трюдо заявил, что в ответ они прекратят поставку в Советский Союз пшеницы. В общем, запахло жареным, но, к счастью, накануне я согласовал нашу позицию с Чрезвычайным и Полномочным Послом Советского Союза в Канаде Александром Яковлевым, который пообещал свою поддержку и сказал, чтобы я ничего не боялся. Узнав об этом, Сергей Павлов сразу успокоился, пробурчав: "Что же сразу не сказал". И турнир завершился без эксцессов.

ххх

Я возглавил Федерацию хоккея с мячом в тяжелый период, когда главной задачей было сохранение вида спорта. Непросто было со всем, в первую. очередь с финансированием, но мы справились. Появились новые соревнования, в том числе детские, стали строить современные крытые катки с искусственным льдом, и также растет количество участников чемпионатов мира. Я, кстати, очень горжусь своей малой родиной Кузбассом и всегда с удовольствием приезжаю сюда. Уйдя в отставку, я написал две книги, в которых отобразил развитие хоккея с мячом в стране и будучи почетным президентом ФХМР всегда готов помочь советом сменившему меня на обеих должностях Борису Ивановичу Скрыннику, который, частности многое делает для включение хоккея с мячом в олимпийскую программу.

25 сентября Альберту Ивановичу Поморцеву исполнилняется 80 лет. РГ желает юбиляру сибирского здоровья и как можно дольше оставаться в хоккее с мячом.

Спортивная жизнь