Ее карьера старлетки могла бы завершиться на кучке фривольных фильмишек, в которых она преуспевала разве что в показе своих девичьих прелестей. Такие картинки и сегодня крутят по ТВ лишь после полуночи, когда детки уже спят - эротика, пусть и по нашим, не по прежним, понятиям, легкая. В ней тонули многие рисковые артистки, не добиравшиеся до берегов настоящей славы и истинного искусства.
Но не София Шиколоне, взявшая псевдоним Лорен, на пути которой встретились два великих мужчины - талантливейший кинорежиссер Витторио де Сика и тогда уже немолодой продюсер Карло Понти. Кто больше для нее сделал? Может, в плане чистого кинематографа и де Сика, снявший девушку фактически без артистического образования в своих шедеврах "Золото Неаполя" и "Чочаре", за который Лорен получила приз Каннского фестиваля. А в США, уверенные, что лучше их американских актрис не бывает, впервые расщедрились для нее на своего "Оскара".
Но были ли эти гениальные ленты лишь шедеврами де Сика? Не только. Софи Лорен показала в них то, чего не хватало другим идолам - талант, прорвавшийся нежданно, но так ярко и убедительно, что споры, способная ли она актриса или лишь изумительно фотогеничная красавица, утихли раз и навсегда.
А Понти влюбился в Софи Лорен - совсем не в звезду, а в прекрасную, на 22 года моложе и тем не менее отвечавшую ему взаимностью женщину. Они были чудесной парой и в обыденной, не обрамленной красными дорожками жизнью. Поняв, что его Софи уготовано длиннющее киношное счастье, опытнейший кинопродюсер выкупил все девичьи шаловливые фильмы, где его любовь снималась топлес, чем спас ее от злобных перышек кинокритиков, так любящих открывать старинные шкафы с затаившимися в них скелетами. И заснятые шалости исчезли, будто их и не было. Словно в награду за взаимные чувства Всевышний дал паре то, за что они самоотверженно боролись, проходя несколько лет курсы против бесплодия: двух сыновей.
Лорен удалось то, на чем затупили зубки почти все европейские актрисы и высокого калибра. Она без всякого штурма, а вполне естественно и спокойно, как и все, что делала, покорила Голливуд. Больше пятнадцати лет царила в нем, не обращая внимания на моментально вспыхивающих и быстро сгорающих звездочек. Кто только не был у Софи Лорен в кинопартнерах. С ней забывал о своих всем надоедавших капризах Фрэнк Синатра, а Кэри Грант в итальянку совсем не по-киношному влюбился. Пол Ньюман и Грегори Пек, Питер О Тул и Ричард Бертон, Жан Габен и Питер Селлерс... С Селлерсом, по разным, но сходящимся в одном источникам, произошел роман. Но верность Карло Понти перетянула предложенные Питером руку и сердце.
Мне же, и пусть не корят за собственное мнение, несравненным видится вечный дуэт с соотечественником Марчелло Мастроянни. Когда эта пара на экране, обеспечен не просто успех фильма, а его, только этой паре и свойственная, игриво-ироничная сердечность. "Брак по-итальянски" - это изящная сладкая классика, как, впрочем, и "Подсолнухи", и... Произошло редкое в кино стопроцентное совпадение душ. Таланты, порой вступающие в невольное единоборство, тонко подыгрывали друг другу. Поразительное взаимопонимание двух суперзвезд, продолжающееся обычно картину-другую, тут растянулось на целую эпоху и стало образцом творческого содружества двух гениев.
Софи Лорен благополучно пережила наплыв годов. Не стала, как Брижитт Бардо, отмечающая в эти дни такую же светлую, как и у Лорен, дату, клеймить кинематограф или безудержно предаваться беззаветному уходу за кошечками, собаками и прочими осликами. Лорен дала свое имя линии драгоценностей. Сейчас после десяти лет отдыха вернулась в кино, снимаясь в фильме сына, Эдоардо Понти, с символическим, не правда ли, названием "Вся жизнь впереди".
Читая ее автобиографическую книгу, которую пишет в эпилоге каждый себя уважающий, пытался понять, как можно добиться того, чтобы и в 85 лет передвигаться на 10-сантиметровых каблуках и сохранить бездну обаяния. Никаких специфических советов не почерпнул, кроме одного общего. Необходимо смотреть на жизнь с оптимизмом. Не пугаться происходящих в ней изменений. И, самое простое и одновременно сложное, оставаться благожелательной не только к себе, но и к окружающим тебя людям. Именно к людям, а не к толпе.