История этого экспоната тесно связана с историей страны, подчеркивают хранители музея. Изначально вагон использовали для доставки малоземельных крестьян-переселенцев в Сибирь, поэтому и назывался он "переселенцем". От "столыпинских" вагонов, создававшихся с той же целью и примерно в то же время, он отличался большим комфортом, не имел специального отсека для перевозки скота.
- Это видно по его конструкции, хотя внутри вагона мало что уцелело, - говорит представитель Южно-Уральской железной дороги Екатерина Толубова. - Интерьеры не сохранились. Есть только багажные полки и элементы светильника, в остальном - голое пространство.
Однако отреставрировать вагон можно, уверен начальник подразделения по сохранению исторического наследия дороги Егор Казаков. Меняться "переселенец" начнет вначале снаружи - будет выкрашен в зеленый цвет, приобретет свой первозданный вид.
Вагону 106 лет, и он многое повидал на своем веку. В советские годы курсировал в составе пригородных поездов по Южному Уралу, а в последнее время "нес службу" на Аргаяшской ТЭЦ, работники которой и проинформировали музейщиков о редком вековом экспонате, каких сегодня можно по пальцам пересчитать.
Деревянный двухосный вагон стал вторым дореволюционным артефактом на аллее исторического подвижного состава. У него есть "старший брат", построенный в 1910 году вагон-салон с воссозданным внутренним пространством. Но если музейный новичок классифицируется как железнодорожный транспорт 4 класса, его предшественник предназначался для комфортной и бережной доставки важных особ - это, по сути, дореволюционный СВ.
Сегодня на площадке недалеко от пригородного вокзала 36 исторических экспонатов, что считается довольно внушительной коллекцией. Доступ к ним открыт для горожан и пассажиров, путешествующих в современных вагонах. Они могут оценить, как развивались перевозки по рельсам в стране и области.