14.11.2019 21:43
Экономика

Кто и почему банкротит одно из самых успешных рыбных хозяйств

Кто и почему банкротит одно из самых успешных рыбных хозяйств Северо-Запада
Текст:  Дарья Черногорова
Российская газета - Столичный выпуск: №258 (8016) Российская газета - Федеральный выпуск: №259 (8017)
Наша история началась несколько лет назад, когда известный в экономических и банковских кругах Дмитрий Пальшин решил серьезно заняться хозяйственной деятельностью. Необходимо отметить, что определенный опыт у него уже имелся - работа на посту заместителя директора Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге бала весьма успешной и эффективной.
Читать на сайте RG.RU

После фарфора Пальшин направил свои организаторские таланты на решение продовольственной проблемы. На собственные средства он купил убыточные и имеющие большие долги фермы по производству форели на Любимовском озере, в заливах Живописный и Тихий на реке Вуокса, а также в Каменногорске в Выборгском районе Ленобласти и на озере Отрадное в Приозерском районе. На сегодняшний день общий оборот предприятий составляет около 1,5 млрд рублей. По оценкам аграрного блока правительства Ленобласти, которые приводят СМИ, группа занимает 40% рынка Северо-Запада и входит в тройку крупнейших производителей страны. Продукция поступает в "О`кей", "Перекресток", "Карусель", "Ленту", "Призму", "Магнит", "Спар", "Ашан" и другие менее известные торговые сети.

Всего за год новый руководитель вывел эти предприятия из кризиса, нарастил производство и вышел на третье место в РФ и первое в Ленинградской области по производству форели и красной икры. И такие успехи были достигнуты всего за год!

Однако проблемы у успешно развивающегося рыбного бизнеса не заставили себя ждать. Весной этого года Басманный районный суд Москвы принял решение о наложении ареста на 1,1 млн килограмма живой розовой форели стоимостью 390 млн рублей, принадлежащей хозяйствам Пальшина. Результатом ареста стал настоящий голод среди рыбного поголовья. Дело в том, что в день розовой форели требуется как минимум 20 тонн корма. Этот корм поставляли две компании - датская и польская. К сожалению, отечественный производитель пока не в состоянии обеспечить необходимые объемы и качество. Вот как характеризует сложившуюся ситуацию сам Дмитрий Пальшин: "У нас был товарный кредит на три месяца. Лето - сезон активного кормления, но спрос на рыбу низкий. Мы рассчитывались осенью, когда спрос возрастает. Но как только зарубежные партнеры узнали о наложении ареста, прекратили поставлять корма без предоплаты".

Чтобы понять ситуацию, необходимо вернуться на несколько лет назад, когда рыбхозяйства получили кредит в печально известном ОФК Банке. Кредит был возвращен, все проценты по нему оплачены. Но это не помешало наложить арест на имущество рыбоводческих компаний. Как пишут СМИ, арест был наложен по ходатайству СК РФ в канве уголовного дела о злоупотреблении полномочиями, возбужденного в отношении бывшего президента и председателя правления разорившегося ОФК Банка Николая Гордеева. Банкира обвиняют в выдаче 2 млрд рублей рискованных кредитов аффилированным компаниям. К их числу следствие относит вышеперечисленные "рыбные". Нужно отметить, что Дмитрий Пальшин несколько лет работал в ОФК. Но за некоторое время до описываемых событий уволился и вернулся в Петербург.

По версии следствия, Гордеев являлся бенефициарным владельцем и фактическим собственником рыбных компаний, которым ОФК Банк выдал невозвратные кредиты.

Как рассказал адвокат Михаил Шабельник, в марте этого года к Дмитрию Пальшину пожаловали некто, представившиеся как Андрей Пашковский, а также Копыленко от Юкова и Николаенко от Егорова, которые откровенно заявили, что все предприятия Пальшина - это имущество банка и он должен переуступить его в пользу "кризисной" группы, которая работает над возвращением банковских активов. Известному питерскому адвокату Егорову, как писали СМИ, принадлежало 25% активов ОФК Банка. Чтобы вернуть свои активы, он в том числе подал иски в Басманный суд на рыбные предприятия Пальшина, которые когда-то принадлежали Гордееву. По словам юриста, к тому моменту на рыбных предприятиях Пальшина уже появился новый номинальный руководитель - Андрей Лайко, которого вместе с Сергеем Николаенко запускают на предприятия в момент кризиса. Еще один адвокат рыбозаводчиков Роман Веремеев обратил внимание на тот факт, что Лайко возглавлял и обанкротившуюся "ВИМ-Авиа".

Результатом ареста стал настоящий голод среди рыбного поголовья

Но вернемся к нашей истории. Как утверждают адвокаты Шабельник и Веремеев, во время разговора кто-то из визитеров угрожал Пальшину уголовной ответственностью и прочими неприятностями в случае, если тот добровольно не переуступит активы. В распоряжении "РГ" есть записи и заключение экспертов по результатам фоноскопического исследования разговора нескольких лиц. В частности, один из них говорит, что Дмитрию Витальевичу (по всей видимости, имеется ввиду Пальшин - ред.) "…надо прийти к следователю, да, тихо спокойно сдаться, отсидеть немножко - недели две-три, да, и сделать, что от него просят, и уйти себе спокойно…".

Защитники также отметили, что к тому моменту партнер Пальшина Дмитрий Плащук, гендиректор селекционного центра аквакультуры в Калужской области, выращивающего малька форели, сдался на настойчивые предложения покупателей и заключил предварительный договор купли-продажи.

Этот факт не испугал Пальшина, и он категорически отказался сдавать свои позиции. После чего последовало уже известное решение Басманного суда. Интересно, что при принятии судебного решения не было учтено, что активы предприятий - это не просто килограммы и рубли, а живая рыба, которая не может дожидаться восстановления справедливости. Решением Мосгорсуда и повторным постановлением Басманного суда данное решение было отменено. Но, как и следовало ожидать, это было только начало…

Как рассказал адвокат Шабельник, после поражения в Басманном суде, поняв, что правовыми методами вопрос не решить, группа "кризисных управленцев" сменила тактику, перешла к действиям, которые со стороны могут показаться шантажом и угрозами.

"Все это можно сравнить с рейдерскими захватами предприятий в "гремящие" 90-е. Возле рыбных хозяйств были замечены некие "посты", которых руководство предприятия не нанимало. Работники стали жаловаться на поступающие звонки с намеками о привлечении к уголовной ответственности. Начали массово увольняться руководящие сотрудники", - рассказал Михаил Шабельник.

По словам адвокатов, в августе 2019 г. на основании возбужденного в Центральном округе Санкт-Петербурга уголовного дела прошли обыски на рыбных хозяйствах Пальшина в Ленобласти. Причем с полицией пришли и те, кто уже считает себя новым владельцем.

"Мы, как адвокаты, работающие с рыбными хозяйствами, испытывали трудности с допуском к процессуальным действиям", - подчеркнули Михаил Шабельник и Роман Веремеев. По их словам, на жалобы, поступившие в адрес прокуратуры Санкт-Петербурга, ответа не было. Зато появились некие переговорщики, которые предлагали в обмен на предприятие прекращение уголовного дела и иного преследования.

На сегодняшний день ситуация остается практически без изменений. Между тем, как писали СМИ, в правительстве Ленинградской области всерьез обеспокоены возможными последствиями. По словам первого вице-губернатора Романа Маркова, гибель рыбы в объеме более тысячи тонн приведет к экологической катастрофе на реке Вуокса, а также к банкротству предприятий, где работает более ста человек. Вице-губернатор Олег Малащенко, по информации журналистов, солидарен с коллегой - по его мнению, регион может потерять 25% производства рыбы и получить большие проблемы с экологией.

Адвокаты Дмитрия Пальшина - Михаил Шабельник и Роман Веремеев направили жалобы в Следственный комитет, ФСБ, МВД и Генпрокуратуру.

Возможно, данная публикация заинтересует профильные правоохранительные и надзорные ведомства. По мнению юристов, совершенно очевидно, что в случае банкротства предприятий Дмитрия Пальшина не только рухнет региональный рыбный рынок, но и все другие его участники получат хороший "урок" - бандитские методы 90-х отнюдь не ушли из нашей жизни. А это уже напрямую относится к экономической безопасности государства.

Экономика