17.11.2019 21:15
Культура

Басинский: В эпоху интернета литература и журналистика оказались в кризисе

Текст:  Павел Басинский (писатель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №259 (8017)
В субботу, 16 ноября, завершился VIII Петербургский международный культурный форум. Масштабы форума, который подробно освещала "Российская газета", поражают. В нем приняли участие более 35 тысяч работников культуры из 96 стран, дискуссии проходили по 14 направлениям. Более 350 событий за три дня. На полях форума подписано более 90 соглашений.
Читать на сайте RG.RU

Я хочу остановиться на одном мероприятии, которое провела "РГ" в СПбГУ - дискуссии "Журналистика как литература". Ее модератором была замглавного редактора "РГ" Ядвига Юферова. Участвовали: телеведущий Александр Архангельский, журналист Дмитрий Быков, ректор Литинститута Алексей Варламов, руководитель электронного портала "Год литературы" Михаил Визель и ваш покорный слуга. Все по совместительству писатели.

Петербургский культурный форум собрал более 35 тысяч участников

Актовый зал экономического факультета СПбГУ был полон, но сидели в нем, как я понял, в основном студенты журфака. Во всяком случае, я не заметил в нем петербургских писателей, а я знаком со многими из них. И это показательно - писателей меньше волнует эта тема, чем будущих журналистов.

Тема очень старая. Боюсь, что многие даже не представляют себе, насколько она старая.

Большая литература и большая журналистика возникли практически одновременно - в начале XVII века. Да, конечно, великая литература была в Древних Греции и Риме, в Древних Китае и Индии. Но это были другие цивилизации. А вот первый великий европейский роман - "Дон Кихот" Сервантеса - был напечатан в двух томах в 1605-1615 годах. Если коротко сказать, в чем была его суть, то это роман о том, как человек средневекового сознания, ограниченного территорией средневекового городка, вдруг выезжает в открытый мир, и мир видится ему крайне фантастическим.

И в это же время в 1618 году начинается Тридцатилетняя война, о которой некоторые историки говорят как о первой мировой войне. В ней участвовали сразу несколько мировых держав, передравшихся из-за колоний. Политический, экономический мир Европы становился глобальным, освещать его в границах городской торговой площади, где традиционно средневековый люд узнавал все внутренние новости, получая и свою порцию фейк ньюс (сплетен), было уже невозможно. Не случайно в 1631 году во Франции выходит первый номер первой полноценной газеты La Gazette при поддержке короля Людовика XIII и кардинала Ришелье. Название шло от мелкой венецианской монеты "газетты", за которую можно было купить ежедневный информационный листок.

Большая литература и большая журналистика возникли одновременно - в начале XVII века

Таким образом связались первый великий роман, первая газета и первая мировая бойня. И с тех пор, мне кажется, мало что менялось под луной. Великие исторические потрясения нуждались в освещении, обыватель хотел знать, что в мире происходит и чем это грозит ему лично. Зинаида Гиппиус в дневнике писала: самое страшное, что сделали большевики, - это закрытие газет. Когда ты не знаешь, что происходит вокруг, ты - заложник сплетен, дезинформации и манипуляции твоим сознанием со стороны власти.

С другой стороны, важные общественные события нуждались в осмыслении. Тут на помощь приходила литература. Классический пример - "Бесы" Достоевского, написанные по следам "нечаевского" процесса.

Так, во всяком случае, было до последнего времени, когда литература и журналистика существовали вместе, но все-таки параллельно. Когда Пушкин стал заниматься журналистикой, современники его осуждали: негоже поэту тупить свое перо ради газетного листка. Но именно Пушкин впервые в России показал пример единства писателя и журналиста. "Капитанская дочка" и "История пугачевского бунта", написанная почти в репортажном ключе, как результат поездки по Оренбургскому краю, - образец того, как одно и то же событие освещается в разных жанрах. Но все-таки разных.

Владимир Григорьев: С читателями встретится сборная России по литературе

Во время дискуссии Александр Архангельский справедливо заметил, что сегодня традиционные критерии размываются. Они размываются и в литературе, и в журналистике. Сегодня уже трудно сказать, где кончается "серьезная литература" и начинается "массовая". И так же трудно сказать, где кончается журналистика и начинается пиар.

Отсюда вопрос. Литература по-прежнему остается "областью духа" в отличие от журналистского "ремесла"? Дмитрий Быков, сам автор нескольких романов, вдруг заявил, что если журналистика - ремесло, то литература - шарлатанство. По его мнению, в мире происходят такие колоссальные изменения, которые литература не в силах осмыслить традиционными художественными методами. Поэтому, с его точки зрения, роман Сергея Самсонова "Держаться за землю" о донецких событиях, получивший премию "Ясная Поляна", - это "пошлость". Автор там не был, он все придумал. Но и книга участника событий Захара Прилепина "Некоторые не попадут в ад", о которой напомнил Михаил Визель, Быкова не устраивает. Вот и поди разберись.

В эпоху интернета и литература, и журналистика одновременно оказались в кризисе

На мой взгляд, в эпоху интернета, когда публичное высказывание становится доступным всем и каждому, и литература, и журналистика, как жанры очень старые и традиционные, одновременно оказались в серьезном кризисе. Поэтому уже бессмысленно спорить, что является "ремеслом", а что - "областью духа". Писателем может объявить себя каждый, выложив свой текст на Прозе.ру. И каждый может объявить себя единоличным СМИ, достаточно завести свой блог в интернете или просто постить и репостить "ньюс" и "фейк ньюс" в соцсетях. Почти как на торговой площади в Средние века, только "глобально". Традиционная литература и традиционная журналистика вынуждены искать свое место в этом "диком поле". Давайте не конфликтовать, а, как сказал герой фильма "Москва слезам не верит", "дружить семьями".

Литература СМИ и соцсети Санкт-Петербург Северо-Запад