В 2018 году выпадающие доходы регионов по налогу на прибыль из-за предоставленных льгот выросли вдвое по сравнению с 2017 годом, сообщили в СП по итогам проверки. При этом количество юрлиц, которые пользуются этими льготами, в целом по стране сократилось. Правда, в отдельных случаях наблюдается обратная ситуация. Например, в Санкт-Петербурге организаций, пользующихся преференциями, стало больше на 51% (на 30 организаций), а в Московской области - на 96% (на 47 организаций).
Сомнения в целесообразности льгот у аудиторов возникли по причине несовершенства нормативной базы. "В законодательных актах Санкт-Петербурга и Московской области, предоставляющих право на льготы по налогу на прибыль организаций, отсутствуют цели предоставления льгот и необходимые критерии их оценки", - отметили в контрольном ведомстве. Методики оценки эффективности налоговых льгот не позволяют объективно оценить их отдачу, говорят в СП, необходимой информации для такой оценки у региональных властей нет - данные налоговых органов для них закрыты. При этом согласно принятому в июне этого года постановлению правительства, регионы должны проводить оценку бюджетной эффективности налоговых расходов, то есть предоставляемых льгот по налогам.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо внести изменения в статью 102 Налогового кодекса в части доступа должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ к необходимой для оценки эффективности налоговых расходов информации, составляющей налоговую тайну, считают в Счетной палате.
Основная ставка налога на прибыль - 20%, из них только 2% зачисляется в федеральный бюджет (3% в 2017-2020 годах), оставшиеся 18% - в бюджет субъекта РФ (17% в 2017-2020 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5% (12,5 % в 2017-2020 годах). Согласно реестру налоговых льгот, который ведет минфин, регионы применяют пониженную ставку налога по категориям организаций, например, для юрлиц, реализующих инвестиционные проекты регионального значения, книжным издательствам. Также льготы могут действовать и по территориальному принципу, например, для резидентов особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, резидентов индустриальных (промышленных) парков. Ранее минфин проводил анализ эффективности налоговых расходов и пришел к выводу, что в 2018 году в целом они достигли 3,6 триллиона рублей, в том числе по налогу на прибыль - 111,5 миллиарда рублей.
Согласно вступившим с начала года изменениям в Налоговый кодекс, регионы могут устанавливать льготы по налогу, который зачисляется в их бюджеты, только для категорий организаций, прямо указанных в НК (среди них - резиденты ОЭЗ и ТОР, участники региональных инвестпроектов).