Российская газета: Андрей Валерьевич, программа под условным названием "300 ЦТП" стартовала в Екатеринбургской теплосетевой компании (ЕТК) в прошлом году. Она завершена?
Андрей Шмельков: Да, модернизацию первых трехсот ЦТП мы практически закончили и начали аналогичную работу еще на 88 ЦТП. Точнее, 86 из них будут модернизированы и автоматизированы, а два, где состояние строительных конструкций и оборудования было аварийным, мы просто снесли и поставили на их месте новые блочные ЦТП.
РГ: Какие перемены произошли на теплопунктах?
Андрей Шмельков: Чтобы было понятно: в зависимости от температуры наружного воздуха необходимо менять параметры теплоносителя, что и происходит на ЦТП. Раньше такое регулирование осуществлялось вручную: операторы дважды в день заходили на теплопункт и при помощи задвижек управляли режимом его работы. Теперь этот процесс полностью автоматизирован, то есть ЦТП работают без постоянного присутствия персонала. Информация с датчиков поступает на центральный диспетчерский пункт ЕТК, где за работой всей системы следит один человек. Диспетчер может при необходимости менять ее настройки, но в основном все делает автоматика.
РГ: Были ли какие-то сложности при выполнении программы?
Андрей Шмельков: Конечно, проект непростой. В первую очередь сложности связаны с его масштабом: когда любую цифру умножаешь на 300, она сразу становится очень большой.
РГ: И каков масштаб инвестиций?
Андрей Шмельков: Общие затраты на проект "300 ЦТП" составили порядка 450 миллионов рублей плюс около 200 миллионов будет потрачено на 88 ЦТП.
РГ: Какая часть ЦТП от их общего количества автоматизирована?
Андрей Шмельков: Всего в городе 446 ЦТП, но у них разные собственники. Какие-то теплопункты мы эксплуатируем на основе договоров аренды, есть закрепленные за нашей компанией в соответствии со 190-ФЗ бесхозяйные ЦТП. Понятно, что вкладывать столь масштабные инвестиции мы можем только в собственное имущество, поэтому перевели на безлюдную технологию все , которыми владеет ЕТК, - 388.
РГ: Процесс цифровизации теплоэнергетического хозяйства пойдет дальше?
АШ: Безусловно. По сути, автоматизация ЦТП - это лишь часть масштабного проекта, электронной системы "Умный город". Одним из ее элементов станет программный продукт Termis, который компания "Т Плюс" сейчас внедряет во всех филиалах. Это автоматизированная измерительная система технологического и коммерческого учета, которая в итоге позволит нам осуществлять расчет гидравлических режимов онлайн, то есть создать динамическую электронную модель системы теплоснабжения - в этом принципиальное отличие Termis от используемого сегодня продукта, Zulu, который считает лишь статическую модель. Сейчас идет интеграция Zulu в Termis, она завершится до конца года. Затем начнем калибровку системы и к середине 2020-го планируем получить новую модель - по сути, создать цифрового двойника системы теплоснабжения.
РГ: Что это даст жителям Екатеринбурга и самой энергокомпании?
АШ: Прежде всего позволит нам управлять тепловым режимом не от "головы", то есть энергоисточника, а именно от потребителя: получая в режиме онлайн данные с датчиков, мы сможем задавать параметры теплоносителя таким образом, чтобы людям было комфортно и они получали качественную услугу. При этом вся система становится прозрачной, исключает возможность злоупотреблений и со стороны продавца, и со стороны потребителя.
Второй момент - оптимизация процессов. У нас 9 теплоисточников работают на единую сеть, и цифровая модель позволит при необходимости перераспределять нагрузку между ними исходя из экономической целесообразности, а также более эффективно управлять издержками. Надеюсь, что в течение пяти лет вложения в этот проект окупятся.