29.11.2019 16:33
Экономика

Участники конгресса предприятий наноиндустрии просят СМИ больше рассказывать об успешных предпринимателях

Участники конгресса предприятий наноиндустрии видят кризис доверия и просят СМИ больше рассказывать об успешных предпринимателях
Текст:  Петр Орехин
Предпринимателей, которые занимаются разработкой и внедрением высоких технологий волнует не только вопрос, где взять деньги (хотя он и остается одним из важнейших), но и то, как они выглядят в глазах общества. Им хочется уважения и того, чтобы им оставили возможность рисковать и ошибаться без последствий в виде выматывающих проверок со стороны фискальных или правоохранительных органов. Об этом они говорили 28 ноября в Москве на конгрессе предприятий наноиндустрии "Encouragement to Growth: поддержка прорывных компаний - дело общее", который был организован Фондом инфраструктурных и образовательных программ группы "Роснано" и Межотраслевым объединением наноиндустрии.
/ Антон Косицын
Читать на сайте RG.RU

Почему в России так мало компаний-единорогов, то есть технологических стартапов, чья капитализация достигла 1 миллиарда долларов? С такого вопроса к участникам дискуссии начал пленарную сессию конгресса ее модератор Александр Повалко, генеральный директор РВК.

В России нет проблем с технологической точки зрения, а вот культура предпринимательства далека от мировых стандартов. Ученые к тому же часто пытаются сами коммерциализировать свои разработки, хотя у них нет для этого необходимых компетенций. Сказал, отвечая на этот вопрос генеральный директор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков. Он также отметил, что до сих пор не слишком высок объем закупок высокотехнологичной продукции крупными компаниями. Еще одна проблема в том, что поскольку российский рынок не слишком емкий, необходимо выходить за пределы страны. А сделать это находясь в России - проблематично, нужно либо искать зарубежных партнеров, либо создавать собственные зарубежные дочерние структуры.

"Для того, чтобы продавать на внешних рынках, вы должны там присутствовать", - привел Сергей Поляков слова руководителя одной из компаний, успешно работающих за рубежом. "Очень сложно нашим российским компаниям, находясь в российской юрисдикции, продвигать свою продукцию", - подчеркнул он.

Выступавшие затем спикеры - вице-президент Блока инноваций и цифровой экономики ВЭБ.РФ Михаил Голанд, Алексей Пономарев из "Сколтеха", гендиректор "Сколково - Венчурные инвестиции" Владимир Сакович - добавили проблемных пунктов. В частности, речь шла о том, что в госструктурах часто опасаются брать на себя риск при выдаче ссуд или закупках, а предприниматели боятся брать государственные деньги, опасаясь последующих проверок и претензий со стороны правоохранительных органов.

Владимир Сакович при этом подчеркнул, что негативную роль в распространении негативной информации играют и СМИ. При этом он уверен, что качество предпринимателей в последнее время растет, и он ждет здесь "драматического" прорыва в ближайшие годы. Не надо бояться господдержки, надо бояться того, что ее будет недостаточно, заявил в ответ Сергей Лещенко заместитель руководителя Проектного офиса по реализации нацпрограммы "Цифровая экономика Российской Федерации" Аналитического центра при Правительстве РФ.

По его словам, количество компаний-единорогов в мире за последние четыре года выросло с 80 до 418, а в России их всего пять. "На практике, большинство из этих компаний в мире, практически 65%, приходится на сектор цифровых технологий. Это происходит не просто через цифровизацию, а через создание цифровых платформ. То есть быстрее всего растут компании, которые переделали свою модель со стандартного взаимодействия с контрагентами на формирование цифровых платформ, через которые количество их взаимодействий с контрагентами фактически неограниченно. Это и стоит задачей в рамках, в том числе программы "Цифровая экономика", чтобы помочь сформировать такие платформы, цифровые решения", - отметил Лещенко.

Директор Фонда инфраструктурных и образовательных проектов Андрей Свинаренко напомнил всем, что именно "Роснано" имеет непосредственное отношение к выращиванию одного из пяти отечественных "единорогов". Речь идет о компании OCSiAL, которая занимается производством углеродных нанотрубок по собственной уникальной технологии, и в которую инвестировала группа. Как рассказывал недавно "РГ" президент OCSiAL Юрий Коропачинский, текущая оценка стоимости компании превышает миллиард долларов.

"Технологический предприниматель - это модель поведения, которая реализуется в нашей программе. Есть два типа компаний, которые мы создаем: сами стартапы, где и выращиваются технологические предприниматели, и инфраструктура, которая обвязывает создаваемые стартапы", - рассказал Андрей Свинаренко. В качестве одного из наиболее успешных примеров такой инфраструктуры он привел - "ТехноCпарк" в Троицке, который четыре года подряд признается самым эффективным технопарком России.

По его словам, миссия ФИОП не столько в определении каких-то приоритетных направлений (их, как правило, объявляет государство), а в том, чтобы в рамках нанотехнологий и высоких технологий создавать новые бизнесы.

"Я бы хотел обратить наше внимание вот на что. О чем говорит проблема правоохранительных органов или СМИ? Это проблема недоверия, вернее - дефицита доверия", - говорит Свинаренко. Он также обратил внимание на то, что инновации "не из нормативных документов партии и правительства должны вытекать", а из экономической логики. Это то технологическое решение, которое должно давать экономическое преимущество. И недоверие может быть связано и с тем, что многие не видят экономической выгоды для себя.

"Может и здесь надо подумать? Мы все время все в черно-белом варианте рассматриваем. При том, что все время повышая уровень задачи, оставляем все те же инструменты, что у нас были. Большинство инструментов у нас из прошлого тысячелетия, новых инструментов мы не придумываем. Это большой тормоз для развития наших секторов" - считает глава ФИОП. После чего предложил собравшимся предпринимателям рассказать о том, каких инструментов поддержки им не хватает.

"Я считаю, что нужна автоматизированная грантовая поддержка, чтобы в течение месяца можно было получить 50-100 тысяч долларов", - предложил молодой стартапер. "Деньги сейчас где-то наверху… Надо все эти деньги бросить вниз, чтобы за ними можно было просто наклониться. Это ключевая тема", - вторит ему руководитель одной из высокотехнологичной компании и получает в ответ аплодисменты зала.

"У нас в обществе до сих пор отношение к бизнесу, как к чему-то почти преступному. На Первом канале надо сделать передачу и рассказать там обо всех хороших бизнесах. Пожалуйста, сделайте это!", - просит предпринимательница, работающая в космической отрасли, и пожаловалась на монополию Роскосмоса и Росреестра в сфере геопространственных данных и космоса.

Еще одно предложение "из зала" - активнее пользоваться законодательными возможностями, и начать массово ставить интеллектуальную собственность на баланс предприятий. Это повысит капитализацию и стоимость компаний.

Один из выступавших предпринимателей пожаловался, что не смог получить бесплатно данные по работе топливно-энергетического комплекса в ЦДУ ТЭК (филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России), хотя эти данные могли бы повысить "прибыль ТЭК на 25 процентов". Руководитель другой компании подчеркивает, что в стране нормальные законы, но многие госструктуры не готовы их исполнять и внедрять новые технологии, чтобы повышать эффективность своей работы.

В конце сотрудник Владимирского государственного университета предложил всем изучить лекцию главы "Роснано" Анатолия Чубайса об инновационной экономике, поскольку там "обо всем было сказано".

Модератор дискуссии Александр Повалко зафиксировал предложения, после чего вместе с Андреем Свинаренко выполнили приятную миссию и вручили руководителям нескольких компаний знак "Российская нанотехнологическая продукция". Это можно считать знаком качества в наноиндустрии, который гарантирует потребителям качество и соответствие заявленных характеристик товара самым высоким стандартам.

Среди тех, кому был вручен знак две компании из портфеля "Роснано" - "Лиотех-Инновации" и "Плакарт", один стартап из "ТехноСпарка" - "ТЕН.МедПринт", и два независимых производителя - московский "Термоленд" и "Специальные Технологии" из Екатеринбурга.

Бизнес