Архипелаг начали осваивать в 1930-е годы, когда экология не была приоритетом. Для работы полярных станций и военных объектов в Арктику завозили огромное количество топлива. С тех пор на островах остались ржавые бочки с горючим, разливы солярки и прочие "следы" освоения Севера.
Сегодня заповедный архипелаг входит в национальный парк "Русская Арктика". В 2012 году в высоких широтах началась масштабная уборка.
- За минувшие годы с арктических островов было вывезено более 50 тысяч тонн отходов, по массе это пять Эйфелевых башен, - отмечает директор нацпарка Александр Кирилов. - На территории около 500 гектаров проведена техническая рекультивация - это примерно 500 футбольных полей. И работы по ликвидации накопленного экологического ущерба необходимо продолжать.
Новый проект как раз и станет логическим продолжением уборки. Бочки увезли, а что делать с разливами нефтепродуктов? Ученые считают, что сначала надо понять, как хрупкая арктическая природа справляется с этим загрязнением и как его ликвидировать, чтобы не навредить ей еще больше.
- Не все методы очистки и рекультивации, которые применяются в более теплых регионах, подходят для высоких широт, - поясняет руководитель проекта "Чистая Арктика", геолог Дмитрий Крюков. - К примеру, на материке загрязненный грунт порой полностью снимается и вывозится, а на пострадавшей территории вскоре снова появляется растительность.
В Арктике из-за низких температур воздуха и короткого вегетативного периода все растет очень медленно. И может получиться так, что работы по рекультивации нанесут еще больший ущерб. Кроме того, природа способна к самоочищению, и порой лучше всего ей просто не мешать, полагают ученые. А в некоторых случаях остатки нефтепродуктов могут даже принести пользу. Замечено, что в загрязненных местах растет больше мхов и сине-зеленых водорослей.
- Возникло предположение, что иногда нефтяные пятна положительно влияют на окружающую среду. Арктическая растительность в условиях Севера воспринимает эти нефтепродукты как источник питания, - полагает Дмитрий Крюков.
Обнаружить очаги загрязнения ученым помогают беспилотники и космоснимки. За три года участники проекта проведут разведку на ряде островов Земли Франца-Иосифа. В итоге они представят дорожную карту арктической уборки с рекомендациями по конкретным точкам.
До начала уборки в российской Арктике подобными высокоширотными работами не занимались нигде в мире. Самыми загрязненными островами были Земля Александры, Греэм-Белл, Гукера, Гофмана, Рудольфа и Хейса. На острове Греэм-Белл удалось предотвратить экологическую катастрофу: вода размыла берег и подтопила склад ГСМ - нефтепродукты чуть не вылились в море.