С чего все начиналось
Об этом хорошо помнит ветеран производства Анатолий Соловьев, который работает на АВТОТОР со дня его основания. Начинал здесь, в поселке им. А. Космодемьянского, на заводе бумагоделательного оборудования "Калининградбуммаш". К началу 1990-х крупный завод фактически перестал существовать, и на его площадке было решено разместить автопроизводство.
- Основатели АВТОТОР провели реструктуризацию производства очень грамотно, последовательно, комплексно. Было сделано многое, чтобы сохранить действующее производство, градообразующее для поселка. Людей не увольняли, старались обеспечить их работой, - рассказывает Анатолий Соловьев. Он был в числе тех, кто в 1994 году перешел с "Буммаша" на новое автопредприятие, работал главным конструктором, главным инженером, начальником производства в одной из дочерних компаний холдинга. Трудится и сейчас, хотя недавно отметил 70-летний юбилей. За многолетний плодотворный труд в компании Анатолию Соловьеву вручили высшую награду предприятия - золотую медаль "За доблестный труд в АВТОТОР" I степени.
- Не осталось сейчас ничего от "Буммаша". Здесь был старый цех немецкой постройки с двумя подъемниками, ангары - все в запустении, территория была гораздо меньше, заводоуправление убогое, серое, обшарпанное, - вспоминает Марина Любушкина, начальник отдела отгрузки, - одна из тех, чьи портреты висят на доске почета у заводской проходной. Она работает здесь уже 23 года, пришла из ОКБ "Факел" начальником только что открывшегося СВХ - склада временного хранения. И хорошо помнит, как в 1997 году, прямо перед 1 Мая, пришли первые контейнеры с комплектующими для производства Kia Avella и Kia Clarus, с которых начался выпуск автомобилей, сделанных в Калининграде. Сразу взяли хороший темп производства, хоть с нынешним и не сравнить.
Сейчас в день грузится примерно по сто вагонов. Новенькие BMW, Kia, Hyundai заполняют площадки у цехов - это склад готовой продукции. Стоять машинам здесь недолго - их ждут дилеры в автоцентрах по всей России, и почти сразу после выезда из цеха автомобили грузят в автовозы и легковушки отправляются в Москву специализированными железнодорожными вагонами-автовозами, а грузовики и спецмашины Hyundai и Ford Cargo - паромом.
Кузов за семь минут
Сварочные линии АВТОТОР - зрелище завораживающее, яркое, футуристичное. Недаром сварочное производство так любят фотографы и телеоператоры: уж больно кадры красивые получаются. Огромный светлый цех, рабочие в синих фирменных комбинезонах, эффектное оборудование - сверкающая сталь и разноцветные детали... Каждые семь минут с конвейера сходит новый кузов. А за эти же семь минут на каждом из 63 узлов, или постов, сварочной линии рабочие быстро и точно выполняют каждый свою операцию: варят центральный пол, боковины, панели, моторный отсек, крышу и все то, из чего на главном кондукторе сформируют законченный кузов.
- Сейчас здесь пять сварочных линий: три на первом этаже, две - новые - на втором. Обычно выше первого этажа такие тяжелые механизмы не поднимают, потому сложные инженерные решения пришлось искать уже на этапе реконструкции здания сварочного корпуса, - объясняет заместитель директора сварочного производства Денис Володченков. - На каждой линии можно изготавливать только одну конкретную модель, точная настройка оборудования производится под определенные детали, габариты. Вот эта линия, например, смонтирована под сварку новой модели - Kia Soul, выпуск которой начался совсем недавно. Здесь больше автоматизированных и полуавтоматических процессов, более совершенная конструкция главного кондуктора - это уже, по сути, роботизированный комплекс.
Отсюда готовый кузов пойдет на линию рихтовки и окончательной сдачи, на него навесят двери, капот, крылья. После приемки качества будущий автомобиль уедет на окраску, но перед ней пройдет через промывочные ванны и процесс катафореза - антикоррозийную обработку. Полировка, установка двигателя, стыковка кузова с трансмиссией, вклейка стекол, затяжка колес, сборка и установка панели приборов, рулевого колеса, сидений, монтаж электропроводки - предстоит еще множество операций разной степени сложности, прежде чем готовый автомобиль выедет за ворота. И на каждом этапе - жесткий контроль качества.
Угнаться за прогрессом
- На сварочном комплексе работают контрольно-измерительные машины, это сложнейшее роботизированное оборудование, которое в автоматическом режиме проводит замеры геометрических параметров кузова и сообщает о каких-то отклонениях, - говорит главный инженер АВТОТОР Сергей Ломовцев. - Показатели качества сварки и геометрии кузова АВТОТОР выше, чем это регламентировано нашими партнерами. Фактически мы обеспечиваем 100-процентное соответствие качества нашего продукта проектным параметрам. И мы этим очень гордимся.
Две новые сварочные линии - начало выполнения автоконцерном своих обязательств в рамках СПИК - специального инвестиционного контракта, который автоконцерн подписал в июне этого года с Минпромторгом России и правительством Калининградской области. Причем работа идет даже с опережением установленных сроков. Согласно документу, АВТОТОР принимает на ближайшие десять лет масштабные обязательства по углублению технологических переделов, локализации и существенному увеличению объема выпуска продукции по полному циклу, наращиванию экспорта и созданию новых рабочих мест.
Предприятие готовится к скорой и серьезной модернизации основного производства. По словам главного инженера, в январе-феврале планируются частичный ремонт и замена оборудования. В частности, такого крупного, как стенды регулировки геометрии колес ценой в несколько сотен тысяч евро. Строится большой корпус площадью в 50 тысяч "квадратов", фактически - новый завод, он должен быть готов в следующем году.
- Во всех продуктах, которые мы сейчас производим, реализуется искусственный интеллект, - поясняет Сергей Ломовцев. - Ведь у нас выпускаются самые современные автомобили, которые только-только разработаны. Например, новый Hyundai Sonata DN 8, который мы ставим на конвейерную линию где-то в начале лета следующего года, даже еще не освоен на заводах нашего партнера, то есть модель параллельно будет осваиваться и у нас, и на корейских заводах. Если сейчас каждые три года мы имеем очень серьезный шаг в области технологий, то что будет через десять лет?
Именно поэтому на предприятии создается инжиниринговый центр, главной задачей которого будет комплекс инженерно-исследовательских работ по обеспечению разработки организации новых производств. Он объединит профессионалов, которые уже работают на производстве, - технологов, инженеров, специалистов в логистике, в области разработки планировочных и организационных решений, тех, кто работает в программе AutoCAD... Их ждет переаттестация, при необходимости - переобучение. Одно из обязательных условий - знание иностранного языка: работать предстоит с иностранными партнерами.
Инвестиции в человека
Поскольку очень масштабны и сложны задачи, стоящие перед компанией, то и требования к персоналу высоки. Поэтому на его подготовку не жалеют средств и усилий. Причем этот принцип действует с момента возникновения предприятия.
- Создавая компанию, пришлось сначала создать технологические мощности практически с нуля. Это было трудно, но еще сложнее оказалось набрать людей, потому что такой отрасли в Калининграде не существовало, специалистов не было, - вспоминает старший вице-президент по проектам в Калининградской области компании АВТОТОР Владимир Кривченко. - Приходилось обучать и переобучать специалистов всех уровней, от руководителей до рабочих. Уже позже по нашей просьбе появилась в техническом университете кафедра машиностроения, затем подготовка логистов, но первых технологов по производству автомобилей мы переобучали из технологов по рыбопереработке. Многие нынешние руководители начинали с конвейера как рабочие, потом росли в должности. У нас и сейчас немало людей с высшим образованием работают на линиях, очень много молодых, средний возраст работников - 32 года. Они видят, что у них есть возможности карьерного роста, и мы это стремление всегда поддерживаем. Недавно нам нужны были технологи - мы отобрали 40 человек из тех, кто стоял на рабочих местах, имея высшее техническое образование, и переобучили на технологов.
Кстати, один из таких примеров карьерного роста на предприятии - нынешний замдиректора сварочного производства Денис Володченков. Он пришел на АВТОТОР транспортировщиком-комплектовщиком и, уже работая, получил высшее образование без отрыва от производства. На заводе, как раньше, оплачивают учебные отпуска своим сотрудникам, чтобы те могли наращивать компетенции. Денис последовательно прошел все ступени и теперь отвечает за производственные вопросы.
Учеба здесь в принципе не прекращается. Почти все инженерно-технические сотрудники в учебном центре предприятия обучаются по программе "Система управления производством", углубляют знания по вопросам технологий, качества, управления организацией производства, логистики и сдают соответствующие экзамены каждый год. В этом году планируется напрямую завязать карьерный рост всех сотрудников, не только ИТР, с уровнем их образования и результатами аттестации. Сдал - получай следующую категорию, не сдал - тебе подыщут другую работу или вовсе попрощаются.
- Требования жесткие, но они оправданны: не имея квалифицированного персонала, невозможно создать качественный продукт, а качество на рынке, особенно автомобильном, - это самая первая позиция. Конкуренция очень высока, и репутация нарабатывается долго, а потерять ее можно быстро, - говорит Владимир Кривченко. - Это изначально было ключевым вопросом для наших иностранных партнеров: будет качество - тогда мы с вами работаем, не будет качества - бизнеса не получится. Поэтому специалистов всех уровней прежде всего обучали и обучаем именно отношению, чтобы человек имел не просто какие-то навыки, но и четкое понимание: его работа должна быть очень качественной, от этого зависит судьба всего предприятия.
Помощь гарантируется
Привлечь и удержать персонал, особенно такой выпестованный, выученный, - одна из важнейших задач для крупного предприятия с четырехтысячным коллективом на ограниченном калининградском рынке труда. Поэтому профсоюз здесь практически не знает отказов от администрации, когда речь идет о поддержке работников.
- В заводском коллективном договоре - 52 наименования различных социальных льгот и гарантий. Помощь на рождение ребенка, на юбилейные даты, вознаграждение работникам, уходящим на пенсию, три оплачиваемых дня на бракосочетание, оплаченные дни и матпомощь в случае траурных событий в семье, выплаты в случае непредвиденных обстоятельств, - перечисляет председатель регионального профсоюза работников автомобилестроения "АВТОТОР-проф" Татьяна Мороз. - 13-я зарплата обязательна, а в прошлом году была и 14-я, и 15-я - в связи с достижением рекордных показателей производительности труда и качества. Помогаем собрать детей в школу к 1 сентября - по две тысячи рублей на школьника , не говорю уже о новогодних подарках, утренниках. Работникам компенсируется 83 процента затрат на питание. Людей на работу из удаленных мест области привозим и увозим бесплатно. Следим за их здоровьем: на заводе работает медпункт, есть фельдшер, терапевт, процедурный и физиокабинеты.
Заводчанам оплачивают до 80 процентов стоимости путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям. Важный пункт колдоговора - компенсация ипотечного кредитования: при приобретении первого жилья помогают погашать процентную ставку как молодым специалистам, так и работникам со стажем. А со следующего года руководство компании планирует запустить собственную жилищную программу: начать строительство жилых домов, в которых часть квартир будет предоставляться приглашенным специалистам временно, в качестве служебных, а часть - нуждающимся сотрудникам, с правом льготного выкупа в собственность после определенного срока работы на заводе.
- Производственные успехи - это главное, но они возможны при здоровом микроклимате и хороших взаимоотношениях в коллективе, - уверена Татьяна Мороз. - Помимо рабочих смен, мы отдыхаем вместе, отмечаем праздники, ездим на концерты, участвуем в городских событиях, первомайском шествии, многочисленных спортивных мероприятиях, в том числе очень массовых - один только футбольный турнир "Зимний мяч АВТОТОР" привлекает до 100 взрослых и детских любительских команд со всей области. Всегда популярен День открытых дверей на заводе, куда приходят семьями и сотрудники, и местные жители, потому что здесь обязательно детские программы с играми и призами, интересный концерт и возможность увидеть действующее производство. Ведется большая благотворительная работа, и нам приятно, что от имени АВТОТОР оказывается помощь тем, кто в ней нуждается.
АВТОТОР в экономике Калининградской области - это 48,4 процента в объеме товарной продукции обрабатывающих производств; 56,6 процента морских и железнодорожных контейнерных перевозок; 38,9 процента налогов и сборов, уплачиваемых на территории Калининградской области, в том числе 56,4 процента НДС и 45,9 процента акциза, собираемого в регионе.
В прошлом году АВТОТОР выпустил практически каждую девятую машину в стране (11,5 процента продукции российского автопрома). Калининградский производитель уступил лишь АВТОВАЗу (21,1 процента) и "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (14 процентов).
В автомобильной отрасли одно рабочее место создает около десяти рабочих мест в сопутствующих отраслях. АВТОТОР, где работает примерно четыре тысячи человек, дает работу еще 30 тысячам сотрудников на смежных предприятиях, ежегодно обеспечивает заказами более 200 малых и средних предприятий региона.
Заканчивается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса "АВТОТОР-Арена" в микрорайоне им. А.?Космодемьянского. Это одна из крупнейших спортивных строек России: площадь ФОК - свыше 42 тысяч квадратных метров. Комплекс включает крытый футбольный манеж по стандартам FIFA, бассейн олимпийского класса длиной 50 метров, многофункциональный спортзал для игровых видов спорта, залы для борьбы, бокса, фитнеса, танцев и другие.
АВТОТОР строит это спортсооружение за счет собственных средств. Здесь будут работать различные спортивные секции и группы, уже идет подбор тренеров. Возможность заниматься спортом в этих современных спортивных залах станет еще одной привлекательной льготой в соцпакете работников автопредприятия.