Тем более что нашему разговору предшествовало видеообращение директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который оценил отношения российских и немецких музейщиков "почти как идеальные". О совместной работе над рядом выставок рассказали и его немецкие коллеги - руководители берлинского музея древней истории и истории античности Мартин Майсбергер и Маттиас Вимхофф. Их сотрудники не один год работают бок о бок с российскими исследователями.
Герман Парцингер, до того как возглавить в 2008 году Фонд прусского культурного наследия, который определяет многое в культурной политике Германии, был президентом Германского археологического института. Один из самых профессиональных и известных археологов ФРГ, крупнейший специалист по материальной и нематериальной истории скифов, он много лет занимался раскопками в нашей стране. Автор двух десятков монографий, нескольких сотен статей, Герман Парцингер вместе с Михаилом Пиотровским руководит группой по культуре "Петербургского диалога". Именно здесь родилась идея создания совместных российско-германских выставок, объединяющих мировое наследие из музеев наших стран, в том числе и те экспонаты, которые оказались в России в результате Второй мировой войны. Возвращение в культурный оборот этих вещей музейным работникам кажется не менее важным, чем споры о правообладании ими.
Не могу сказать, что мы избегали политических проблем, их появление в разговорах подобного рода неизбежно. В последние годы только ленивый не говорит о "ледяной войне" между Россией и Западом. И сама тема нашей встречи была сформулирована с учетом этих обстоятельств. Вопрос о том, как сохраняются культурные связи в периоды "политических морозов", по мнению устроителей, должен был заинтересовать широкую публику. И они не ошиблись в своих ожиданиях.
При этом стоит помнить, а еще лучше понимать, что культура не должна жить под диктовку политики. Культуру творят народы, реальной политикой занимаются государства. Их интересы могут не совпадать. И надо относится к этому без интеллектуальной истерики. Идеально, когда политики отражают мнение не только своих избирателей, но и народа в целом. Потому что народ и избиратели все-таки не идентичные понятия, они находятся на разных уровнях бытия. Ответственные политики понимают, что культура в широком смысле этого слова сохраняет устойчивость нации при самых резких политических катаклизмах. И именно органическая, самодостаточная, устойчивая к внешним воздействиям культура во многом определяет вовлеченность того или иного народа в планетарные процессы. Такое понимание культуры и культурных связей и делает их сохранение и даже развитие возможным при любых поворотах истории. Разве что за исключением времени военных конфликтов.
Использование художественной культуры для создания положительного образа государства знали еще в те далекие времена, когда не использовали термин "мягкая сила". Франция диктовала европейский культурный код на протяжении столетий. Кинематограф США открыл миру привлекательность "американской мечты". На заре Советской власти гастроли лучших театров страны - от Художественного до Камерного - использовали в качестве успешного доказательства цивилизованности нового большевистского государства. Культура выполняла пропагандистские функции и в более поздние годы.
Но настоящее искусство не сводится к политическому посланию, подлинная культура шире и глубже любых идеологических рамок, в которые ее пытаются втиснуть. Именно поэтому их воздействие не зависит от политического контекста. Российская художественная культура по сей день не утратила той "всемирной отзывчивости", о которой применительно к русской душе говорил Ф.М. Достоевский в речи об А.С. Пушкине. Это делает ее мировой культурой, которая по-прежнему волнует зрителей и слушателей за пределами нашей страны. Как и всякую подлинную культуру.
Было бы нелепо опускаться до уровня одного из авторов "Нью-Йорк таймс", который меньше месяца назад опубликовал статью о том, что надо ограничить присутствие российской культуры в США, так как она создает слишком положительный образ страны, виноватой, по его мнению, во множестве грехов. С огорчением замечу, что и у нас стали раздаваться голоса о том, что не надо разлучать культуру и политику, мол, деятели культуры должны сверять свое творчество и поведение с политическим контекстом. Тем, кому уж очень захочется взять в руки политическую дубину, советую прежде прочитать "Из Пиндемонти" А.С. Пушкина. Хотя бы две строки: "... Зависеть от царя, зависеть от народа - Не все ли нам равно?.."
Культура не может существовать вне политики. Но культура, как и художник, принадлежит вечности. А политику определяет скоротечное время.