Высокие эксплуатационные показатели поездов "Сапсан" стали возможны благодаря круглосуточной сервисной поддержке. Техническое обслуживание производится в Санкт-Петербурге в депо Металлострой. Здесь проводятся все виды работ, начиная от относительно легкого осмотра поезда до серьезного ремонта и ревизии.
В светлом, теплом и насыщенном современной техникой депо относительная тишина. Неискушенного человека подобное явление может удивить: "Как так? Это же, считайте, завод, должен быть шум и гам". Инженеры в ответ улыбаются и объясняют, что люди "рассеяны по всему депо, а не машут кувалдами в одном месте", а многие выполняют функциональные обязанности внутри вагонов.
Директор филиала департамента "Мобильность" АО "Сименс АГ" Игорь Ульрих, в ведении которого находится техническое обслуживание высокоскоростных поездов, раскрыл некоторые детали работы:
"Каждые 8000 километров или на пятые сутки эксплуатации "Сапсан" приходит в депо на осмотр. Мы проверяем наличие тех или иных повреждений, функционирование всех узлов и аппаратов. Далее идут инспекционные работы, во время которых меняется фильтр климатической установки, проверяется работоспособность отдельных узлов и компонентов поезда. Мы получаем обратную связь от эксплуатирующей организации - ОАО "РЖД" - откуда идут те или иные жалобы пассажиров, и стараемся все исправить. После пробега в 1,25 миллиона километров (поезд проходит его за 2,5 года. - Ред.) по плану следует ревизия 1-го уровня. В этот период проводится не просто контроль работоспособности тех или иных компонентов поезда, но и плановая замена узлов. Благодаря реализации такой цепочки и обеспечивается полная техническая исправность составов, которую каждый день оценивают пассажиры".
Срок службы "Сапсана" составляет 30 лет или 14 миллионов километров. Самый "старший" поезд, совершивший первый рейс в 2009 году, уже накатал около 4 миллионов километров, то есть "прожил" примерно треть положенного срока. Инженеры шутят: "По человеческим меркам наш старожил сейчас молодой мужчина в полном расцвете сил!". Экспресс считается достаточно экологичным транспортом. Он не наносит вреда окружающей среде, поскольку для преодоления 100 километров пути требуется энергия, эквивалентная всего 300 граммам бензина.
Все действия машиниста "Сапсана" записываются, как действия пилота в самолете. Что касается технического обслуживания, то самыми сложными и специфическими навыками обладают специалисты, способные глубоко анализировать диагностические данные и наперед прогнозировать те или иные неполадки системы.
"Эту работу можно сравнить с игрой в шахматы. Думать иногда приходится на три, четыре и даже пять шагов вперед, - поясняет Игорь Ульрих. - Поезд состоит более чем из 5000 частей, все взаимосвязано. Один из сигналов той или иной системы может изменить как ее саму, так и другую систему, но в совершенно непредсказуемом ключе. Поэтому здесь как никогда важен аналитический ум, опыт и способность просчитывать ситуацию наперед. В помощь - мощная компьютеризация, она позволяет вовремя предвидеть техническую неисправность и заранее согласовать с РЖД проведение ремонтных работ".
Заместитель директора филиала "Сименс AG Санкт-Петербург" Михаил Комаров не без гордости отмечает, что немецким коллегам, создателям "Сапсана", есть что взять на вооружение у российских инженеров: "В основном речь идет о специфическом опыте, который связан с погодными условиями в России, особенностями эксплуатации поездов именно в зимний период. Такого опыта у немцев ранее не было. Снег, высокая влажность, перепады температуры - все эти факторы имеют значение. Мы сталкивались с тем, что перепад температур во время рейса мог составить около 20 градусов. Из Санкт-Петербурга с его высокой влажностью поезд проезжает через снежную и морозную Новгородскую область, потом попадает в Москву, где может быть оттепель и так далее. Снег и лед налипают на вагоны, образуется дополнительная масса, которая отрывается на большой скорости. Словом, нюансов достаточно, а значит, появляются дополнительные требования к защите подвагонного оборудования, изоляции электрооборудования и температурному режиму".
К 10-летнему юбилею пуска готов обновленный интерьер одного из "Сапсанов" первой партии поставки. Далее модернизация будет проводиться и на остальных 15 составах. Среди новшеств - светодиодное освещение, беспроводные зарядные устройства, изменения в вагоне-ресторане. Множество технических изменений будет внедрено и на 13 новых высокоскоростных электропоездах, контракт на поставку которых был подписан в июне нынешнего года на Петербургском международном экономическом форуме. Об этом сообщил генеральный директор компании "Сименс Мобильность" в России Йохен Розенцвайг. "Стоимость контракта составляет более миллиарда евро, включая сервисное обслуживание сроком на 30 лет, - отметил он. - Тот факт, что РЖД в третий раз полагается на нас в расширении своего парка высокоскоростных поездов, говорит об отличных показателях нашей платформы Velaro, которая обеспечивает эффективную эксплуатацию на протяжении всего жизненного цикла поезда и позволяет повысить качество обслуживания пассажиров".
Составы серии Velaro уже доказали свою надежность в России, пройдя более 50 миллионов километров с 2009 года. Эти поезда разработаны с учетом широкой колеи и возможности их эксплуатации в экстремальных погодных условиях, в том числе температурных (от минус 40 до плюс 40 градусов).
Добавим, что в 2019 году подписан меморандум между РЖД и заводом "Уральские Локомотивы" по разработке и производству электропоездов нового поколения, основанных на технологиях немецкой компании. Планируется, что вагоны будут иметь двухуровневую компоновку (одно- и двухэтажную) с сидячими и спальными местами. Этот проект позволит организовать новую концепцию перевозки пассажиров на различных направлениях.
На правах рекламы