21.02.2020 17:50
Общество

Игорь Иванов: "Военных дирижеров называют "магами"

Текст:  Рамиля Туктарова
Без их участия не обходится ни одно торжественное мероприятие МЧС Москвы. Их можно услышать в парках, скверах и на других городских площадках. Участники оркестра пожарно-спасательного гарнизона столичного МЧС всегда в строю, и праздники не исключение. Вот и 23 февраля, в День защитника Отечества, их снова ждут выступления. Оркестр будет участвовать в зажигательном флешмобе столичных огнеборцев "Растопим лед вместе" на ВДНХ.
Читать на сайте RG.RU
Мужская профессия "военный дирижер"

Руководит оркестрантами военный дирижер, полковник внутренней службы Главного управления МЧС Москвы Игорь Иванов. За его плечами уже почти пятнадцать лет безупречной службы в структуре МЧС. До этого он служил в качестве военного дирижера в первом полку Таманской дивизии.

Свою жизнь с музыкой Игорь Владимирович решил связать в юности, когда случайно встретил воспитанников военного оркестра.

- В 15 лет мы все очень хорошо понимали, что если ты неправильно выберешь профессию, то тебе потом может быть очень тяжело в жизни.

У меня было два главных увлечения в юности. Это музыка - я закончил музыкальную школу по классу фортепиано. А еще в моей жизни были шахматы. Я был кандидатом в мастера спорта по шахматам, чемпионом Тамбовской области. Чаша весов больше склонялась к тому, чтобы все-таки поступать в спортивный институт. Но получилось иначе. Однажды я участвовал в очередном шахматном турнире. Помню, была передышка между партиями. Я выглянул в окно и увидел парад военных оркестров, в котором шли юные музыканты. И вот в этот момент я понял: мой выбор сделан. Так я стал воспитанником военного оркестра при Тамбовском высшем военном авиационном инженерном училище. А позже закончил Военно-дирижерский факультет при Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Хочу отметить, что это учебное заведение выпускает уникальных специалистов. Приходя на службу в подразделения, они являются уже не просто музыкантами, а еще и руководителями, психологами, которые способны объединить разнонаправленных творческих людей. И это очень важно. Ведь если дирижер не сумеет объединить музыкантов особой идеей и создать определенную атмосферу в коллективе, он не сможет им руководить.

Военных дирижеров иногда еще называют магами. Некоторые считают: оркестр отрепетировал и может играть сам по себе, без дирижера. Но потом многие подходят и говорят: "Вы знаете, вроде бы оркестр играет сам по себе, но чего-то не хватает". Поэтому некая "магия", наверное, здесь присутствует. И случайных людей среди дирижеров не должно быть.

- Вы наверняка хорошо знакомы с историей пожарных оркестров...

- Перейдя на работу в пожарно-спасательный гарнизон, первое, что я начал делать, это изучать, как зародились пожарные оркестры. И оказалось, что уже в двадцатых годах XVIII столетия в положении вещей было то, что они выступали в парках, летних садиках. Но в те времена оркестр создавался из профессиональных пожарных, которые умели играть на музыкальных инструментах. Такие оркестры считались своего рода оберегом от пожаров. Логика тут простая. Когда пожарные играют, они же не тушат пожары. Значит, в городе все в порядке.

- Оркестровая музыка поднимает боевой дух. Какая музыка входит в ваш репертуар?

- Основной репертуар - служебно-строевой, который сопровождает официальные мероприятия. Это гимны страны и столицы, "Марш пожарных". Большое внимание отводим концертной программе патриотической направленности. К ней отнесу такие произведения, как "Афганский вальс" и "Господа офицеры". Исполняем "Песню о тревожной молодости" - это гимн МЧС России, а еще гимн пожарно-спасательной службы, который написал для нас композитор Александр Ковалевский.

Когда я только пришел в оркестр, меня попросили подготовить увертюру композитора Андрея Петрова из фильма "Укрощение огня". Ее очень любят пожарные. Я все думал, почему она им так нравится? Ведь эта мелодия посвящена космической отрасли, она из фильма о Сергее Королеве. Но, видимо, действуют эти волшебные слова - "Укрощение огня". Ведь пожарный - он укротитель огня, по сути. Это замечательное произведение мы тоже часто исполняем.

- Часто ли Ваш коллектив идет на творческие эксперименты?

- Наш оркестр, как, собственно, и любой творческий человек, переживал разные периоды в своем творческом росте. Был период, когда мы очень "болели" джазом. После этого долгое время мы играли классическую музыку. А сейчас, когда пройдено много стадий творческого роста, мы пришли к тому, что наша основная задача - это духовая музыка. Важно не то, что нравится конкретно мне, а то, чего от нас ждут зрители - жители города и его гости, наши сотрудники. Дорогого стоит, когда горят глаза посетителей наших концертов. Конечно, очень вдохновляют людей вальсы и марши. И мы при этом чувствуем, что выполняем такую важную задачу, как патриотическое воспитание.

- В этом году будет отмечаться 75-летие Победы. Готовите ли Вы к празднику какую-то особую программу?

- Да, это так. Не буду все рассказывать, но в ней будет, в том числе, отрывок из 7-й симфонии Шестаковича. Также прозвучит "Марш защитников Москвы". Задумка еще в том, что мы через маршевую музыку хотим отобразить разные рода войск, которые внесли свой вклад в нашу Победу над фашизмом.

Образ жизни Праздники Музыка