09.04.2020 16:15
Экономика

Цены на нефть вынуждают нацбанк Казахстана гибко реагировать

Текст:  Оганес Акопян (старший научный сотрудник отдела финансового законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ, к.ю.н., доцент)
В ситуации, когда коронавирус создает проблемы для экономики и финансового сектора, ЦБ РФ выбрал путь прокладки фарватера между Сциллой и Харибдой, решив в конце марта не повышать, но и не снижать базовую ставку, оставив ее на уровне 6 процентов.
Читать на сайте RG.RU

Как отметила в своем выступлении на пресс-конференции 3 апреля председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, потенциал для снижения ключевой ставки в 2020 г. имеется. Нынешний всплеск инфляции был назван краткосрочным, а вот действующие в экономике ограничительные меры способны оказать длительное влияние на внутренний и внешний спрос. Такое решение вполне отвечает текущим реалиям. Снижение ставки привело бы к дальнейшему ослаблению курса рубля, а повышение - спровоцировало бы удорожание кредитных услуг.

Между тем меняющаяся обстановка заставляет монетарные власти разных стран держать руку на пульсе, чтобы быть готовыми оперативно отреагировать на возможные новые вызовы. В этой связи, по мнению специалистов, не лишне принять во внимание опыт коллег по СНГ и ЕАЭС, которые также вынуждены лавировать в море многослойных кризисов, вызванных как эпидемией, так и неблагоприятной конъюнктурой энергетического рынка. Так, Нацбанк Казахстана, который еще 10 марта был вынужден повысить базовую ставку с 9,25 до 12 процентов в связи с воздействием факторов падения мировых цен на нефть, в начале апреля пошел на снижение ставки до 9,5 процента годовых с коридором плюс-минус два процентных пункта.

По оценке председателя Нацбанка Казахстана Ерболата Досаева, такое ситуативное решение позитивно скажется на финансовой стабильности и ограничит риски для экономики республики. Конечно, далеко не всем в Казахстане пришлись по нраву введенные Нацбанком временные ограничения на операции по обмену валюты, а также произошедшее ослабление тенге как закономерное следствие снижения базовой ставки. Однако в процентном отношении девальвация национальной валюты в Казахстане не вышла за критические показатели: тенге потерял в цене даже меньше рубля - при том, что республика больше зависима от котировок нефти, чем Россия. Сказались объемы накопленных за минувшие полтора года резервов, что было приоритетом работы регулятора.

Также Нацбанк Казахстана не допустил ограничений в предоставлении кредитов банкам в тенге и обеспечил ликвидность кредитным учреждениям по ключевой ставке. Повышение базовой ставки в марте, на которую тогда пошел местный регулятор, позволило в ответ на спровоцированный маневром саудитов обвал нефтяных цен достаточно быстро сбить ажиотаж и стабилизировать курс национальной валюты. Однако затем пришлось решать не менее важную проблему поддержки экономики, что и стало основным аргументом в пользу решения о нынешнем снижении ставки. В итоге как крупному, так и в особенности малому и среднему бизнесу были обеспечены условия выживания и развития даже в новых жестких условиях. В системе взаимосвязанных сосудов, какой является Евразийский экономический союз, последовательность и эффективность действий банковских властей всех его участников - залог успешного прохождения сложного периода всеми странами содружества.

Нефть и газ