50 лет назад болгарские инженеры предприняли попытку сконструировать электромобиль на базе универсала "Москвич 426". В результате в 1970 году на мощностях завода "Балканкар Рекорд" был создан единственный, а потому совершенно уникальный прототип Ел-Мо-70.
Особенностью конструкции стала оригинальная задняя ось, где колеса и тормозные механизмы были полностью у классического универсала "Москвича 426" с ДВС. При этом вместо дифференциала был установлен компактный электродвигатель на 12 л.с. весом 65 кг, связанный с полуосями планетарным редуктором.
В качестве источника электроэнергии энергии использовали новейшую воздушно-цинковую батарею на 20кВт весом 420 кг, разработанную в 1969 году на базе болгарской Академии Наук. На заднем правом крыле Ел-Мо-70 была смонтирована крышка вентилятора для охлаждения элементов электропривода.
Новая конструкция увеличила снаряженную массу "Москвича" с 1065 кг до 1370 кг, одновременно возросла нагрузка на заднюю ось, что было скомпенсировано установкой усиленных задних рессор (были добавлены дополнительные листы). Уникальный прототип мог ускориться до 60 км/ч и преодолеть на одном заряде 240 км в бесшумном режиме.
Но имелся существенный минус. Воздушно-цинковая батарея, установленная под капотом, была дорогостоящим "расходником". Электроэнергия получалась путем сжигания цинкового электрода при взаимодействии с кислородом. Соответственно, после полной разрядки батарея демонтировалась для замены цинковых электродов.
Кстати, болгарский завод Балканкар Рекорд, расположенный под Пловдивом, основан в 1950 году. Его продукция до сих пор существует под брендом Balkancar - в основном это электропогрузчики и тягачи.