02.09.2020 06:49
В мире

В Киргизии за счет госпредприятия построят важную железную дорогу

Строительство важной железной дороги начнется за счет прибыли госпредприятия
Текст:  Артем Петров (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №195 (8249)
Читать на сайте RG.RU
Государственное предприятие (ГП) "Кыргыз темир жолу" обратилось к правительству КР с предложением приступить к строительству в 2020 году железной дороги по маршруту Балыкчи - Кочкор - Кара-Кече протяженностью 186 километров. Работы планируется начать за счет мобилизации внутренних резервов ГП. Для этого правительство попросили освободить компанию от уплаты 50 процентов прибыли в госбюджет. Эти средства направят на реализацию инициативы.

Как пояснили в "Кыргыз темир жолу", предложенный проект имеет важное социально-экономическое значение не только для двух областей - Иссык-Кульской и Нарынской, но и для всей страны в целом, так как речь идет, в первую очередь, об обеспечении энергетической безопасности республики.

- Новая железная дорога - это наименее затратный путь транспортировки угля с месторождения Кара-Кече в Нарынской области. Твердое топливо используется населением и ТЭЦ столицы в осенне-зимний период, - сообщили в компании.

Сегодня уголь с Кара-Кече сначала перевозится автотранспортом до станции Балыкчы в Иссык-Кульской области, затем по железной дороге до Бишкека и других населенных пунктов на севере республики. Такой вариант приводит к значительному удорожанию топлива и разрушению дорог. Кроме того, угольная пыль, разносимая постоянными ветрами в районе города Балыкчы, где производится загрузка контейнеров, наносит вред экосистеме озера Иссык-Куль и приозерным территориям.

Россия передаст Киргизии медицинские автопоезда

- Согласно предварительному ТЭО, разработанному в 2019 году российским АО "Институт экономики и развития транспорта", стоимость строительства на участке "Балыкчы - Кочкор" составила 5,3 миллиона долларов за один километр дороги. Казахстанская компания, являющаяся разработчиком первоначального рабочего проекта в 1992 году, в 2015 году представила обновленные данные об объеме работ и стоимости проекта - 5,2 миллиона долларов за один километр, - сообщили в ГП.

Эти цифры, как полагают в "Кыргыз темир жолу", позволяют говорить о возможности начала строительства железной дороги Балыкчи - Кочкор - Кара-Кече за счет предприятия. В течение последних пяти лет ежегодный средний размер чистой прибыли ГП равнялся примерно 10 миллионам долларов. Кроме того, в период с 2010 по 2019 годы компания перечислила в госбюджет 2,4 миллиарда сомов в качестве отчислений от чистой прибыли.
Впрочем, справиться лишь своими силами в "Кыргыз темир жолу" не надеются. Речь в обращении к кабмину идет также и о привлечении внешних средств.

- Проект строительства железнодорожной магистрали Балыкчи - Кочкор - Кара-Кече включен в стратегический план развития госпредприятия "Кыргыз темир жолу". Данный вопрос обсуждался на недавней встрече президента КР Сооронбая Жээнбекова с министрами транспорта и дорог, иностранных дел КР и генерального директора "Кыргыз темир жолу". Глава государства одобрил инициативу, - напомнили в ГП.

Кыргызстан