Три года назад, 27 сентября 2017 года, было завершено полное уничтожение всех запасов химического оружия, хранившегося на территории нашей страны. "Российской газете" удалось выяснить, какова судьба промышленных предприятий, где велись очень опасные работы.
Сразу надо подчеркнуть, что эти объекты представляют собой уникальные высокотехнологичные производства. И после окончания процесса ликвидации боевых отравляющих веществ распорядиться ими надо было очень грамотно. Между тем первоначально казалось, что объекты, строящиеся для уничтожения химоружия, будут одноразового использования. После того, как на них произойдет полная ликвидация последнего грамма боевого отравляющего вещества, их просто закроют, а оставшееся оборудование и имущество, если оно не имеет следов ОВ, распродадут или сдадут в утиль.
Однако, когда был построен и введен в строй первый промышленный объект в поселке Горный Саратовской области, стало ясно, что в одном месте сосредоточено такое количество самого современного технологического оборудования, собраны такие специалисты высочайшего уровня, что сам собой образовался, говоря модным языком, своеобразный химический кластер, который потом взять и просто разрушить будет в высшей степени неразумно.
Что из себя представляет объект по уничтожению химического оружия в самых общих чертах? Это сложнейшая и хорошо продуманная система энергоснабжения, трубопроводная инфраструктура, самые современные системы водоочистки и канализационных стоков, наличие самого современного компьютерного обеспечения, уникальные лаборатории, медицинские центры, прекрасные шоссейные дороги и подъездные железнодорожные пути, комфортабельные жилые дома и соответствующая жилым комплексам инфраструктура. Естественно, наличие частей пожарной охраны, обеспеченных лучшим оборудованием. Есть также много специализированных технологических линий, которые, при желании, могут быть перенастроены под конкретное и уже сугубо гражданское производство.
Правда, тут же возникли весьма существенные вопросы. Как и когда проводить санацию остановленных объектов - то есть полную очистку даже от микроскопических остатков отравляющих веществ? Кто будет владельцем новых предприятий? На каких условиях этих владельцев выбирать? Кто займется их перепрофилированием? Какую продукцию на бывших объектах УХО рентабельнее всего производить?
Сегодня можно утверждать, что ответы на эти вопросы нашлись. И процесс диверсификация пошел. Вот что рассказал "РГ" самый компетентный в этой области человек - начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник, доктор технических наук В.П. Капашин:
- После досрочного завершения работ по ликвидации запасов химического оружия 27 сентября 2017 года на объектах, где проводилась ликвидация, стали осуществляться мероприятия по созданию безопасных условий для развития традиционных и новых отраслей промышленности, повышению их инвестиционной привлекательности.
К этому мы готовились заблаговременно. Еще в период проведения работ по уничтожению химического оружия была подготовлена необходимая проектная документация. К сроку завершения работ по уничтожению химоружия утвержденная заблаговременно в установленном порядке проектная документация имелась на каждом объекте. Это позволило уже на этапе завершения работ по уничтожению химоружия организовать качественную подготовку к выполнению мероприятий по приведению объектов в безопасное состояние.
К настоящему времени у нас достигнуты определенные результаты.
На объекте по уничтожению химического оружия "Почеп" в Брянской области ликвидационные мероприятия были завершены в 2019 году. После чего осуществлена передача имущественного комплекса объекта в управление ФГУП "Московский эндокринный завод", которое начало готовить производственные мощности для выпуска субстанций из растительного, животного и синтетического сырья, из которых будут делать лекарственные препараты.
Имущественный комплекс объекта "Почеп", который ранее содержался Федеральным управлением, передан "Московскому эндокринному заводу" в надлежащем техническом состоянии. Это позволило новому собственнику в условиях пандемии коронавируса в кратчайшие сроки наладить на его базе с мая 2020 года выпуск медицинских масок с производительностью до 1,4 млн масок в сутки, а также антисептических средств.
На сегодняшний день объемы ликвидационных мероприятий, предусмотренных в 2020 году на объектах по уничтожению химического оружия, выполнены на 80 процентов. При этом на объекте "Щучье" Курганской области 15 сентября 2020 года работы завершены в полном объеме - ранее запланированного срока. Сейчас выполняются мероприятия по передаче имущественного комплекса в хозяйственное ведение ФГУП "Федеральный экологический оператор" для создания на его базе мощностей по переработке отходов I и II классов опасности.
Кроме объекта "Щучье" после завершения мероприятий по ликвидации последствий деятельности в ведение "Федерального экологического оператора" для создания аналогичных производств планируется передача имущественных комплексов объектов по уничтожению химического оружия "Марадыковский" Кировской области, "Камбарка" Удмуртской Республики и "Горный" Саратовской области.
Имущественный комплекс объекта по уничтожению химического оружия "Леонидовка" Пензенской области после завершения ликвидационных мероприятий планируется передать в ведение ООО "Межотраслевой инновационный комплекс" с целью создания производства по переработке лубяных культур в Пензенской области. Это должно произойти в 2023 году.
Инвестор для объекта "Кизнер" в Удмуртской Республике, который завершал последним российскую программу химического разоружения, в настоящее время находится в стадии утверждения.
Подпрограмма ликвидации последствий деятельности объектов по уничтожению химического оружия рассчитана до конца 2024 года. В настоящее время Федеральным управлением и Минпромторгом России по согласованию с Минфином России проводится работа по уточнению параметров выполнения подпрограммы ликвидации последствий деятельности объектов по уничтожению химического оружия в условиях замедления темпов экономического развития в стране, да и во всем мире в связи с пандемией коронавируса.
Нет сомнений в том, что мероприятия по ликвидации последствий деятельности объектов будут выполнены в полном объеме и в сроки, установленные подпрограммой 9 "Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".