Аки посуху
Идея регулярного речного транспорта в Москве не только не новая, она уже была реализована. Регулярные маршруты связывали как разные районы внутри столицы, так и город с пригородом еще в советское время, работали некоторые из них и в новейшей истории Москвы, но окончательно ушли в небытие лет 15 назад. Впрочем, теперь власти хотят не возродить былое, а сделать принципиально новую транспортную систему, в то же время интегрированную в единую сеть. Москвичи ведь уже привыкли, что "Тройкой" можно расплатиться хоть в метро, хоть в трамвае, хоть в пригородной электричке, даже если едут за 15 км от Москвы. На речном транспорте будет реализована такая же схема, говорит заммэра Максим Ликсутов.
"Мы хотим, чтобы речной транспорт обязательно работал круглый год, - подчеркивает он. - В нем будут действовать городские тарифы, карты "Тройка", соцкарты и льготы - так он будет интегрирован в городскую транспортную систему и увязан с другими видами транспорта".
Будут не только построены новые и модернизированы старые причалы, но и реконструирована сопутствующая инфраструктура, добавляет Ликсутов. Например, остановки наземного транспорта перенесут поближе к причалам, а на них самих поставят навесы, табло с расписанием и автоматы по продаже билетов. "В некоторых местах совместно с коллегами из комплекса ЖКХ и Стройкомплекса доделаем современные пешеходные набережные и новые причалы. Речные трамваи Москвы по комфорту не будут уступать другим видам транспорта", - уверен заммэра. Где же появятся первые маршруты?
От Фили до Сити
Первый протянется от парка Фили до Киевского вокзала. На нем будет 14 остановок, причем только шесть причалов построены, остальные еще предстоит построить. Один только этот маршрут сделает город ближе более чем для миллиона жителей и работников четырех районов города - Хорошево-Мневники, Филевский парк, Пресненский и Дорогомилово. Здесь активно застраиваются прибрежные кварталы, и новый вид транспорта позволит не только сделать более комфортной жизнь местных жителей, но и разгрузит дороги и метро, взяв часть пассажиров на себя.
Давайте прикинем. Допустим, вы живете в районе Фили - на берегу здесь на месте бывших промзон активно растут новые жилые комплексы. А работаете в "Москва-Сити" - одном из главных средоточений рабочих мест в столице. Расстояние вроде бы небольшое, но ваш дом и офис разделяет река, а метро поблизости нет. В итоге дорога в одну сторону занимает минимум 40 минут. Причем сначала нужно ехать на автобусе, а потом пересаживаться на подземку или даже МЦД, чтобы проехать одну остановку. Речной трамвай в такой ситуации станет настоящим спасением - пересадки не потребуются и время в пути сократится примерно вдвое.
"Представьте себе, выходите из дома, зная, что от современного причала с интервалом каждые 4-10 минут отправляется комфортный речной трамвай, который за 20 минут довезет вас до Сити и Кутузовского проспекта или пересадки на метро. Никаких светофоров, развязок и поисков парковочного места", - подтверждает эти расчеты Максим Ликсутов. Собственно, легче станет и десяткам тысяч людей, которые ежедневно прибывают в Москву на Киевский вокзал. Уехать в другую точку Москвы им позволит не только подземный и наземный транспорт, но и речной.
Второй маршрут интересен не меньше - он пройдет от Новоданиловской набережной до Печатников. Из девяти причалов построить с нуля предстоит только два. Впрочем, самая серьезная стройка развернется на существующем, но заброшенном Южном речном вокзале - там власти планируют масштабную реконструкцию вроде той, которую только что пережил северный вокзал. Прибрежная часть юга столицы тоже активно застраивается, и новые кварталы чаще всего удалены от метро, так что речные трамваи здесь снова будут кстати. Одной из остановок на этом маршруте станет "ЗИЛ", где сейчас строится новый микрорайон, а южный вокзал и вовсе находится по соседству с парком развлечений "Остров мечты", притягивающим каждый день тысячи гостей.
На чем поплывем?
Маршруты будущего водного транспорта столичная мэрия разработала вместе с Высшей школой экономики. Участвовали специалисты ВШЭ и в формировании технического задания для потенциальных производителей речных трамвайчиков. Они должны быть небольшими, вмещать около 40 человек, развивать скорость не меньше 30 километров в час. Кроме того, подойдут только суда легкого ледокольного класса, ведь подразумевается их круглогодичное использование.
Впрочем, повлиять на эти и другие детали смогут сами москвичи. Власти в ближайшее время выложат все наработки и предложения разных производителей, соберут мнения горожан и с их учетом доработают техзадание. Итоговый вариант кораблей выберут с помощью голосования, причем первое судно назовут именем победителя, предложившего лучшую идею. По словам Ликсутова, мэрия также соберет жюри, в которое войдут дизайнеры, производители судов и другие эксперты.
А как у них
Речной транспорт развит во многих крупных городах мира. В Нью-Йорке, к примеру, работают пять линий речного такси, и к 2023 году планируется запустить еще два маршрута. А в Женеве водные трамвайчики постоянно курсируют по Женевскому озеру - благодаря им добраться от берега к берегу можно за считаные минуты, не наворачивая круги на наземном транспорте. И билеты на трамвайчики нужны те же, что и на автобус или обычный трамвай.