Таким образом ученые УГАТУ доказали: наука может зарабатывать, а изобретения реально сразу внедрять в производство.
Все дело в том, что сегодня сотрудники университета различных кафедр работают над созданием авиации будущего: высокоэффективных электрических машин следующего поколения для электрического самолета, новых сплавов и материалов для авиастроения.
Так, ученые кафедры электромеханики университета участвуют в реализации масштабной государственной научно-исследовательской работы "Электролет СУ-2020", которая предполагает создание самолетов с гибридными силовыми установками (ГСУ), существенно сокращающими расход топлива и вредных выбросов.
В прошлом году созданный инженерами УГАТУ генератор ГСУ прошел успешные стендовые испытания. В марте 2020 года сделан следующий шаг - первая "примерка" генератора на борту летающей лаборатории Як-40, на базе которого и создается демонстратор электрического самолета. Один из двигателей Як-40 заменят на энергоузел с генератором УГАТУ, а в носовой части установят электродвигатель с воздушным винтом, уточнили в университете.
Кроме того, ученые УГАТУ успешно защитили проект по созданию электродвигателя для перспективных пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов в правлении Фонда перспективных исследований. Разработку научного коллектива кафедры электромеханики под руководством профессора Флюра Исмагилова и доцента Вячеслава Вавилова признали "прорывной технологией". Она первой в Республике Башкортостан получила финансирование Фонда.
Большинство разработок ученых университета сразу же начинают внедряться в производство. Так, к примеру, сотрудники Института физики перспективных материалов УГАТУ разработали новый высокопроизводительный способ повышения прочности титанового сплава BT8М-1. Он используется для изготовления одной из важнейших деталей авиационного двигателя - лопатки компрессора. Опытную партию лопаток из нового сплава инженеры вуза выпустили и проверили на прочность совместно с ПАО "ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение". После получения патента этот способ упрочнения титанового сплава начали осваивать на предприятии.
Разработчики отмечают, что применение этого сплава повысит ресурс и надежность авиационных двигателей, сократит количество ремонтных работ. Изобретением уже заинтересовались производители вертолетов.
Важный момент - в исследованиях УГАТУ задействованы не только ведущие ученые и специалисты университета, но и креативная молодежь. Для этого на базе кафедры электромеханики действует конструкторское бюро, объединяющее студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Как отмечают в вузе, это позволяет подготовить квалифицированные кадры для предприятий отрасли, а также поддержать и содействовать развитию научных идей молодежи.
Чтобы студенты могли заниматься наукой, в УГАТУ созданы все условия: имеются суперкомпьютер, центр коллективного пользования научным и технологическим оборудованием "Нанотех", космический научно-образовательный микроспутник "УГАТУ-САТ", а также центр приема и обработки космической информации, лаборатория 3D-визуализации и лаборатория прототипирования. Особая гордость - инновационный научный комплекс аддитивных технологий.
Теперь же с получением гранта в рамках федерального нацпроекта "Наука" УГАТУ приобретет дополнительное оборудование для выполнения крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов. Часть средств направят на обновление центра коллективного пользования "НАНОТЕХ".
- Возможность использовать самое современное научное оборудование станет отличным стимулом для наших молодых ученых, - считает ректор УГАТУ Сергей Новиков. - У них появится дополнительная мотивация для реализации своих научных идей, публикации статей в высокорейтинговых журналах и защиты диссертаций. Уверен, что новые технологические возможности привлекут внимание научного сообщества и индустриальных партнеров к исследовательским разработкам УГАТУ, будут способствовать развитию научной кооперации и благоприятно скажутся на престиже инженерной профессии.