- Большое преимущество получили те компании, которые работают с российскими туристами, - отмечает Владимир Онацкий. - В частности, на услуги предприятий моих коллег хороший спрос, каждый день проводятся по несколько экскурсий. Основные клиенты - туристы из Москвы, и так продолжается последние лет пять. Внутренний туризм становится реальной альтернативой выездному. В частности, в селе Териберка этим летом наблюдался рекорд посещаемости туристами. Конечно, это оценка приблизительная, но в Териберке рост количества приезжающих налицо. С одной стороны, это очень радует, с другой - мы столкнулись с большим дефицитом хороших гидов. Эта ситуация часто возникает зимой. Экскурсоводов много, но среди них мало по-настоящему квалифицированных, а доверять своих туристов кому попало мы не можем.
- Трудности есть, соглашается руководитель проектного офиса Мурманского арктического государственного университета Анна Попова.
- Решением этой проблемы может быть подготовка и повышение квалификации, и мы в этом стараемся участвовать: недавно у нас проходил курс переподготовки экскурсоводов, на котором обучались более 30 сотрудников туристических компаний, - рассказала Анна Попова. - Есть еще один инструмент - общественная аккредитация. В августе было подписано соглашение с Федерацией рестораторов и отельеров, члены которой будут участвовать в общественной аккредитации обучающих программ. Общественные эксперты помогут внести необходимые коррективы в программы, чтобы их выпускники действительно были востребованы работодателями.
Еще один аспект проблемы - слабая связь образовательных организаций с бизнесом. Подготовка специалистов по туризму ведется много где, в том числе и в Санкт-Петербурге. Но те жители Мурманской области, кто учится в Петербурге, чаще всего не возвращаются. Кроме того, один из важнейших аспектов развития туризма в высоких широтах - это "арктичность" обучающих программ, поскольку арктический туризм серьезно отличается от туризма других регионов.
- Образовательные программы должны предусматривать большое количество практики. Будем наращивать ее уровень, - отметила Анна Попова. - Мы обращаемся к предпринимателям с предложением вместе решать эту задачу - например, сопровождать студентов во время учебы. Тогда появится возможность подкорректировать их компетенции еще до выпуска.