08.10.2020 11:30
Культура

В прокат выходит российская лента "Китобой"

Текст:  Сусанна Альперина
В российский прокат выходит дебют молодого режиссера Филиппа Юрьева - "Китобой". Это не "Дюна" и не очередная бомба из франшизы бондианы "Не время умирать...". Как мы знаем, оба этих фильма перенесены, поскольку кинотеатры переживают не лучшие времена, да и цифры заболеваний поползли вверх и не только в нашей стране, так что люди ходить в кино боятся. Не хлынет народ и на "Китобой" - предсказать нетрудно. Но это кино и не ставит для себя целью заработать большое количество денег, так что тут, как говорится, по обоюдному согласию.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Китобой"

Однако, потом эти же люди, что не пошли в кино, посмотрев фильм в сети будут удивляться. Да-да, в тот момент, когда многие засядут дома на диване с чашечкой кофе откроют нужный сайт и поинтересуются, ну-ка, что это там за новый русский фильм победил в параллельной программе Венецианского кинофестиваля "Дни Венеции", кому отдали Гран-при и приз за лучшую мужскую роль на "Кинотавре", уже через несколько минут просмотра "Китобоя" воскликнут: "Как жаль! Почему я не понял раньше, что это лучше было смотреть на большом экране?".

Стали известны новые подробности сериала-триллера "Перевал Дятлова"

И дело даже не в том, что фильм начинается с эротики - Кристина Асмус играет в нем девушку с сайта для мужчин. Но уже следующая сцена, которая следует за эротической заставит зрителя забыть о кофе и пристально вглядеться в происходящее, и захотеть узнать, что же происходит на далекой Чукотке. Там тоже умеют любить, блуждают по интернету, зачем-то учат английский и так далее.

В принципе, тема (молодой человек влюбился в девушку из сети) уже настолько не нова, что только ради этого смотреть очередное кинопроизведение не стоит. Ян Вишневский написал роман "Одиночество в Сети" еще в 2001 году. В прошлом году Георгий Добрыгин выпустил одну из лучших картин 2019 года, "Sheena 667", и это был дебют известного актера в качестве режиссера. Ленту сразу же отобрали на кинофестиваль в Роттердаме. Рассказывалось в ней о том, как муж, механизатор из российской глубинки в исполнении Владимира Свирского, предпочел жене-красавице (Юлия Пересильд) виртуальную девушку из далекой Америки. Между книгой и конкретно этим фильмом почти 19 лет. Существуют и другие подобные произведения, из которых на слуху только самые удачные - два или три. Фильм "Она", "Призрак в доспехах" и так далее. О страсти мужчин влюбляться во что-то новое и неизведанное хорошо знают те, кто правит бал в интернете. Откровенные сайты организует, и, конечно же, на крючок попадаются те, кто в группе риска, - одинокие, уставшие в браке, и, разумеется, неоперившиеся подростки, которые в своей жизни еще, как говорится, "не встали на крыло".

Таков и главный герой "Китобоя" (эту роль играет Владимир Онохов) юноша из чукотского поселка, теперь уже лауреат "Кинотавра". Его чувства показаны в фильме не менее захватывающе, чем экзотика жизни на Чукотке. Охота за китом выглядит в фильме такой же яркой и обостряющей все чувства, как и охота за прекрасной незнакомкой. Мечта, которая помогает сформироваться, побег из дома, сложность отношений и со старшими, и с лучшим другом, - все яркие моменты и "побочные эффекты" взросления показаны в "Китобое" честно и откровенно. Филипп Юрьев не только режиссер, но и автор сценария, и чувствуется, что он глубоко в материале. Более того, "Китобой" довольно выстраданный дебют: Юрьев снимал его долгое время, и, что важно, довел до конца, при этом не испортив, как обычно бывает с фильмами-долгостроями.

Интересно отметить, что в прошлом году, когда еще ничто не предвещало пандемии, культурная политика государства переживала по отношению к дебютам состояние не менее беспокойное, чем волнение Берингова моря во время охоты на китов. Кто может считаться дебютантом? Кого поддерживать и как? Какова роль художественного руководителя? Все эти вопросы обсуждались в медиапространстве весьма рьяно. И что мы видим в этом году? Дебюты проросли! "Китобой" - не единственная достойная дебютная работа в российском кино в этом году, но самая показательная. Прежде всего тем, что хорошо, когда за дебютантом стоит старший наставник. В данном случае речь об Алексее Учителе, который в своей мастерской обучил и вывел в свет немало ярких новичков - от Юрия Быкова до Ивана И. Твердовского. Второе - важность школы, третье - преданность истории, которую хочется рассказать.

Кто сыграет главную роль в художественном фильме про Чебурашку

Новое искреннее кино Филиппа Юрьева отличается в выгодную сторону от иных работ мастеров жанра, взгляд которых замылился, а на первый план в работе вышли принципы, с кино мало связанные. Один из них как раз желание заработка - о деньгах шла речь в начале этой статьи. Сейчас же остается, призывая как можно большее количество зрителей посмотреть "Китобоя", пожелать Филиппу Юрьеву, дебют которого случился таким ярким, пронзительным и заметным, не уйти с этого пути и сохранить в себе силу духа и талантливое умение довести начатое до конца и выразить себя таким неординарным и запоминающимся образом. Таким, что позволяет всерьез говорить: ленту можно выдвигать от нашей страны на любой фестиваль и даже на ведущие кинопремии мира, она понятна и близка в любой стране. Что и доказала программа "Дни Венеции" в неспокойном 2020 году. В том самом, когда реальное и виртуальное переплелись более, чем когда-либо. Это касается и человеческих чувств, особенно молодых и влюбленных людей.

Наше кино