В августе 1805 года Австрия присоединилась к договору между Россией и Великобританией и тем самым вошла в состав третьей антифранцузской коалиции. Стороны планировали вовлечь в нее Пруссию и другие европейские государства, собрать огромное войско и разбить Наполеона. Однако тот во многом сыграл на опережение, стремительным марш-броском выдвинул свои силы против Австрии, и война началась гораздо раньше.
В октябре австрийцы капитулировали в битве под Ульмом, шедшая для соединения с ними армия Кутузова вынуждена была изменить планы и отступать с арьергардными боями, чтобы соединиться с еще одной русской армией Буксгевдена. Однако прибывший к войскам император Александр I (а вместе с ним и австрийский император Франц II), недовольный "трусливой" тактикой Кутузова, распорядился прекратить отступление и дать бой французам при Аустерлице.
Уверенность Александра основывалась, видимо, на численном превосходстве союзного войска. К тому моменту оно насчитывало 85 тысяч человек (60 тысяч - русская армия, 25 тысяч - австрийцы). При этом численность сил Наполеона оценивалась всего в 40-50 тысяч человек, хотя на самом деле их было 73,5 тысячи. Второй и, возможно, главной проблемой, помимо недооценки соперника, стали разногласия в командовании союзных войск. План сражения разработал австрийский генерал Вейротер. Он предложил обойти французов левым крылом, где было до половины всех сил коалиции. Кутузов был категорически не согласен, но не смог и предложить достойной альтернативы.
В результате проблемы начались с самого начала битвы. Многочисленный левый фланг союзной армии выступил в наступление, но был остановлен гораздо меньшими силами французов. Завязался ожесточенный бой, сковавший существенную часть русско-австрийских сил. Тем временем Наполеон, пользуясь случаем, начал наступление по центру - на Праценские высоты. Данные о соотношении сил на этом участке разнятся: кто-то пишет о превосходстве французов, кто-то о примерном равенстве. Тем не менее русские войска сдержать неприятеля не смогли, в результате чего Наполеон смог ударить в тыл левому крылу союзников. Оно оказалось окружено с трех сторон, и вскоре армия ударилась в бегство. Более-менее достойно себя в тот вечер показало лишь правое крыло русского войска под командованием Багратиона, но и оно в итоге вынуждено было отступать.
Что касается еще недавно излучавших уверенность императоров Александра и Франца, а также их свиты, то они поспешили покинуть распоряжение войск задолго до окончания битвы. Говоря проще, бежали. Кутузов был ранен и едва не попал в плен.
По мнению историков, битву при Аустерлице выиграли именно французские полководцы, которые смогли более четко сориентироваться во время сражения и вовремя перейти от оборонительных действий к атаке. Выучка и опыт солдат Наполеона способствовали тому, что все планы командования удалось воплотить в жизнь.
В целом союзные войска потеряли в битве до 27 тысяч человек (из них русские - около 21 тысячи), французы - не более 12 тысяч. Австрия же была окончательно разгромлена и вышла из антинаполеоновской коалиции.