Вслед за Чкаловым
Организатором сверхдальнего полета стал начальник государственного летно-испытательного центра МО имени Чкалова (там сейчас Су-57 испытывают) генерал-лейтенант Лев Козлов. Он "заболел небом" еще в детстве - чему в немалой степени способствовала зачитанная до дыр автобиография трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Выдержав конкурс 10:1, Козлов окончил спецшколу ВВС, затем военное училище летчиков и академию имени Гагарина - все с отличием. Попросился в дальнюю авиацию, летал на Ту-16, пилотировал первый строевой Ту-160. Когда тот выполнил первый успешный пуск крылатой ракеты Х-55, Козлов тоже был на борту - но уже генералом, в качестве инспектора.
Мечта продолжить дальние перелеты Чкалова и его друзей не оставляла Льва Козлова с курсантских времен. В 1986 году он и командир авиадивизии Михаил Башкиров на бомбардировщике Ту-95 облетели Советский Союз по периметру. Полет с двумя дозаправками в воздухе продолжался 33 часа. Захотелось большего. Через год был принят на вооружение самый крупный на тот момент самолет в мире, Ан-124 "Руслан". СССР на нем облетел тест-пилот КБ Антонова Владимир Терский. А Козлов задумался о кругосветке.
Лететь он решил через оба полюса и особые точки экватора, 0 и 180 градусов - чтобы уж никто не переплюнул. Идею поддержали в штабе ВВС и Министерстве обороны, но денег на топливо не дали, посоветовав искать спонсора. Козлов договорился с австралийским бизнесменом Виктором Джамридзе, который предоставил необходимые 166 тысяч долларов при условии, что старт и финиш экспедиции будут в Мельбурне, а в кругосветку полетит его 12-летний сын. МИД согласовало маршрут: из Австралии через Антарктиду в Рио-де-Жанейро, там дозаправка. Следующая - в Касабланке (Марокко). Оттуда через Северный полюс на Камчатку и, после дозаправки - снова в Мельбурн.
К экспедиции тщательно подготовили "Руслан" с серийным номером 05-07. Его покрасили и установили новые двигатели - в обмен на участие в экспедиции представителей ульяновского авиазавода и фирмы "Мотор сич". В Мельбурн также прилетел второй Ан-124 (серийный номер 06-02). В течение всей экспедиции он дежурил в готовности к взлету с запасным двигателем и аварийно-спасательным оборудованием на борту. Всего рекордный полет обеспечивали более 70 самолетов и судов, но их помощь не понадобилось - во время вояжа на "Руслане" не было ни одного отказа.
Ночь длиной в сутки
Вечером 1 декабря Ан-124 взлетел из Мельбурна и взял курс на Антарктиду. В самолете находились два экипажа - они сменяли друг друга каждые восемь часов, - и 24 пассажира: дети спонсоров, представители заводов-изготовителей, генералы.
- Стартовали мы из Мельбурна не только ради спонсоров. Этот участок был самый протяженный - почти 18 часов без посадки, - и трудный. Маршрут проходил вдали от международных трасс, мало средств связи и спасения, почти нет аэродромов для аварийной посадки, - рассказала журналу "Авиация и время" участница рекордного перелета Алла Стрельникова.
Кстати, более 90 процентов трассы пролегало над четырьмя океанами, где ориентиров нет, еще несколько процентов - над почти безлюдной Антарктидой. Но шестой континент заметил "Руслана" - приветствия летчикам передавали по радио с советских антарктических станций "Молодежная" и "Восток", американской "Мак-Мерд", индийской "Майтри" и немецкой "Георг Форстер", Через восемь часов полета под крылом оказался Южный полюс. Круто повернув над ним, Ан-124 взял курс на Бразилию. После заправки в Рио-де-Жанейро "Руслан" направился в Африку. Сев в Касабланке, летчики установили первый рекорд - скорости полета от полюса к экватору.
- В Марокко заправились "под завязку": 220 тонн вместо штатных 200, - предполагая, что Петропавловск-Камчатский не сможет нас принять по погодным условиям. Так оно и случилось, - продолжила Стрельникова.
На подлете к Северному полюсу экипаж получил сообщение о метели на Камчатке. Полосу в Петропавловске замело так, что расчистить ее к прибытию самолета не получалось. Единственным местом, согласившимся принять "Руслан", стал аэродром Воздвиженка в Приморье (этой частью когда-то командовал Лев Козлов). За 10 часов, бросив все силы, его ВПП очистили от полутораметрового слоя снега и в три часа ночи Ан-124 совершил посадку. Встречал его весь поселок.
Заправившись, самолет вновь поднялся в воздух и взял курс на Мельбурн. По дороге "Руслан" прошел через точку 180 градусов на экваторе и в 21.30, обойдя тайфун над Тихим океаном, благополучно приземлился в Австралии. Последние сутки полета экипаж провел на ночной стороне Земли, ориентируясь только по приборам. Свой рекордный полет летчики посвятили 70-летию ГЛИЦ имени Чкалова.