Авторитетный международный часовой журнал Revolution в 2020 году отметил Bvlgari дважды. Награду "Лучшие часы 2020 года" получила модель Octo Finissimo Tourbillon Chronograph Skeleton Automatic, а Жан-Кристофу Бабену присуждена премия "Lifetime Achievement Award" за вклад в развитие мировой часовой индустрии на протяжении последних 20 лет.
"Хотя это награда за выдающиеся достижения в швейцарской часовой индустрии на протяжении 20 лет, Жан-Кристоф Бабен заслуживает её и за одно то, что сделал в этом году, - сказал Вэй Кох, основатель Revolution. - Сначала он выступил с идеей и руководил проведением часовой недели LVMH в Дубае в январе, которая на фоне пандемии стала не только единственной крупной часовой торговой выставкой первой половины 2020 года, но и мастерским ходом для демонстрации позиций группы LVMH и ее отдельных брендов. В Женеве он собрал в конце августа 16 независимых часовых брендов на единственную часовую торговую выставку в Швейцарии в 2020 году. Он создал две из лучших моделей часов 2020 года. Первая - ультратонкая стальная Octo Finissimo с завинчивающейся заводной головкой, водонепроницаемая до 100 метров, которая уже повсеместно распродана. Вторая модель - потрясающие часы с высокими усложнениями Octo Finissimo Tourbillon Chronograph Skeleton Automatic".
Когда разразилась пандемия, Бабен выступил с рядом этических инициатив: компания Bvlgari подарила современный 3D-микроскоп больнице Лазаро Спалланцани в Риме для изучения вируса на клеточном уровне, перепрофилировала свою парфюмерную фабрику и стала производить дезинфицирующий водно-спиртовой гель для снабжения больниц Италии, Швейцарии и Великобритании. Кроме того, Бабен создал фонд Bvlgari Virus Free, который помог финансировать исследования Оксфордского университета в разработке вакцины.
Корреспонденту "РГ" Жан-Кристоф Бабен приоткрыл рецепт "непотопляемости" компании во время пандемии и рассказал, сохранит ли в дальнейшем люкс свой традиционный смысл и характер.
Как вы оцениваете этот непростой год с точки зрения ювелирно-часового бизнеса и люкса в целом?
Жан-Кристоф Бабен: Это был, конечно, особый год для всей отрасли: мы столкнулись с падением продаж из-за необходимости защитить наших клиентов и сотрудников, а также обеспечить непрерывность бизнеса, несмотря на пандемию. Я должен признать, что в Bvlgari мы отреагировали быстро и эффективно с момента первой вспышки, обеспечив бесперебойную работу компании по всему миру. Несмотря на то, что в первой половине года бизнес все же серьезно пострадал, компания начала восстанавливаться с июня-июля в сфере продаж ювелирных изделий и часов на некоторых рынках - России, Китая, Ближнего Востока, Кореи и Тайваня. При этом за последние два месяца обороты увеличились. Поэтому я бы с уверенностью сказал, что трудности остались позади, даже если пандемия еще не закончилась. Но такая ситуация, конечно, не во всей отрасли.
Как вы полагаете, почему Bvlgari - одна из немногих компаний, у кого не ушла почва из-под ног?
Жан-Кристоф Бабен: У Bvlgari есть несколько подразделений: ювелирные изделия, часы и аксессуары - в этом наше преимущество по сравнению с брендами моно-категорий. Другая причина - желанность нашей ювелирной продукции, это наш основной бизнес. Bvlgari входит в число ведущих мировых брендов класса люкс, и его привлекательность работает как магнит.
Bvlagri. Украшения, часы, подаркиВ этом году часы Octo Finissimo установили шестой по счету мировой рекорд тонкости. Каковы ваши дальнейшие планы развития этой линейки? Какое место вообще сейчас занимают часы в ассортименте компании?
Жан-Кристоф Бабен: Octo Finissimo за очень короткое время превратились в культовые часы XXI века. С этой коллекцией мы, похоже, открыли вход на новую территорию обычно статичного и жесткого часового ландшафта. Это произошло благодаря дизайну модели, благодаря запущенным нами ультратонким разработкам, активно повлиявшим на часовую моду. Octo Finissimo является для нас драйвером с точки зрения продаж, и у нас все еще остаются перспективы для дальнейшего развития этой коллекции.
В более глобальном смысле часы Bvlgari популярны, потому что у нас есть сильные и яркие коллекции, понятные клиентам: это Octo для мужчин и Serpenti для женщин.
Bvlgari Serpenti Seduttori, женские часыКроме того, недавний запуск Bvlgari Aluminium оказался чрезвычайно успешным. Он подтверждает растущую привлекательность часов Bvlgari как уникального сочетания итальянского дизайна и швейцарского совершенства в области микромеханики.
Что из всей продукции Bvlgari сейчас наиболее востребовано?
Жан-Кристоф Бабен: Очень высокий спрос на ювелирные изделия и часы, причем первые остаются основным и пока неизменным катализатором развития компании. Но что касается часов, я скажу вам, что наши ноябрьские продажи по всему миру по (с точки зрения "распроданности") были выше по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Коллекция "змеиных" аксессуаров в сотрудничестве с японской маркой Ambush получилась очень эффектной. Будете ли вы экспериментировать с коллаборациями в других сегментах?
Жан-Кристоф Бабен: Категория аксессуаров позволяет нам больше, чем где-либо, играть с культовым символом змеи. Змея (Serpenti) - пример постоянного возрождения Bvlgari. Символ, меняющий свой внешний вид и допускающий новые интерпретации. Серия "Serpenti глазами..." позволяет современным дизайнерам взглянуть на эту важную для Bvlgari "икону" своим взглядом, как это было сделано с Николасом Кирквудом, Fujiwara, Александром Вэнгом и в последнем варианте с Ambush. Проделанная работа превосходна в творческом смысле, потому что она начинается с обмена нашими архивами, посещения исторического флагманского бутика на Виа Кондотти в Риме, с погружения в мир Bvlgari. Это сопровождается интенсивной работой персонала нашей фабрики во Флоренции, команды по связям с общественностью и дизайнером. С точки зрения бизнеса это определенно движущая сила, которая позволяет нам все больше и больше продвигать символ змеи. В 2021 году мы планируем запустить очередную коллаборацию в этой линии с молодым дизайнером.
Коллаборация Bvlgari и AmbushЗависит ли востребованность ассортимента от страны? Какую часть продукции покупают через интернет? Вообще насколько перспективны онлайн-продажи часов и ювелирных украшений?
Жан-Кристоф Бабен: Есть небольшие, но не существенные, различия рынков. Предпочтения ближневосточной аудитории не совсем такие же, как, например, азиатской. При этом мы знаем, что Азия стремится инвестировать в эксклюзивные изделия высокого ювелирного искусства больше, чем Европа. Однако в целом продажи ювелирных изделий и часов довольно сбалансированы, несмотря на локальные особенности. Что касается онлайн-торговли, ковид с начала весны активизировал наши платформы цифровых продаж. Такие продажи, конечно, значительно выросли, но даже в будущем этот канал - совершенно точно! - не заменит физические бутики полностью.
Bvlgari, московский бутик на ПетровкеНаши продукты вызывают эмоции. А электронная коммерция не передает эмоций. Ювелирные изделия или часы, когда вы видите их на экране - не то же самое, что в реальности, когда вы их можете взять в руки. Живые впечатления может дать только посещение бутика. Поэтому, я считаю, электронная коммерция останется, но определенно не будет основным каналом продаж в будущем.
В связи с этим вопрос: как вы думаете, выставочная практика возобновится или отныне все презентации новой продукции будут проходить в онлайн-формате?
Жан-Кристоф Бабен: Это очень деликатный момент, по разным причинам. На мой взгляд, общее собрание ювелирных и часовых брендов остается важным, как бы оно ни называлось и где бы ни проходило - но именно в Швейцарии. И мы доказали это летом благодаря Geneva Watch Days, первой и единственной выставке в Швейцарии в 2020 году, где были представлены основные новинки: она получилась phygital (наполовину физической, наполовину digital), самоуправляемой, децентрализованной, а также открытой для публики. Онлайн-презентации - это средство представить наши новые продукты клиентам и СМИ, когда мы не можем встретиться физически. Но вы знаете, что эта индустрия состоит из живых встреч лицом к лицу, поэтому мы надеемся, что в 2021 году сможем принять участие в объединяющем мероприятии, как это было в августе в Женеве.
Каким вы видите ближайшее будущее люкса и его перспективы на пять-десять лет?
Жан-Кристоф Бабен: Оно остается многообещающим, особенно в контексте ювелирных изделий, которые вот уже 15 000 лет люди создают, чтобы отмечать самые эмоциональные и важные моменты в жизни. Драгоценные металлы и камни сегодня остаются такими же, только встречаются реже, чем 2 000 лет назад. Сейчас, когда большинство женщин работает и зарабатывает, этот рынок растет еще быстрее. За последние 10 лет он показал лучший среднегодовой темп роста в сегменте предметов роскоши. Это будет продолжаться и в будущем по мере дальнейшего развития демографии, увеличения ВВП на душу населения и влияния женщин. Товары роскоши - это инвестиция, которая придает уверенность. Как я уже говорил, предметы роскоши очень эмоциональны, а сегодня люди ищут опыта и эмоций. Поэтому я уверен в перспективах роста, по крайней мере, в отношении Bvlgari.
Мы в этом году не путешествуем, но с теплом вспоминаем отели Bvlgari, в которых бывали раньше. Что с ними происходит сейчас?
Жан-Кристоф Бабен: Подразделение Bvlgari Hotels & Resorts довольно активно. Оно было весьма устойчиво во время ковид-кризиса, особенно в Китае и на Ближнем Востоке. Мы запланировали несколько открытий новых отелей в краткосрочной перспективе: Париж в следующем году, Москва и Рим в 2022 году, Токио в 2023 году, Майами в 2024 году. И это еще не все. Что касается заполняемости, мы довольны, несмотря на то, что большинство гостей сейчас - местные жители. Отель Bvlgari - это уникальный способ знакомства с брендом. Раздвигая рамки даже самых высоких существующих стандартов, он позволяет людям войти в нашу глобальную вселенную, и не только в сфере гостеприимства.
Отель Bvlgari в Москве, открытие в 2022 году